Банк России считает необходимым обновить требования, предъявляемые к информации, попадающей в Бюро кредитной историй. 26 октября на сайте Центробанка появился документ, содержащий положения, кардинально меняющие подход к формированию кредитных историй. В основном, речь идет об ужесточении правил обработки данных.
Несмотря на то, что крупнейшие бюро внешне выказывают поддержку изменений, аналитики видят в этих обновлениях лишь усложнение работы бюро.
В настоящее время бюро кредитных историй собирают данные по определенным шаблонам, но у каждой организации они свои (поскольку все бюро — частные организации). Таким образом, хотя состав сведений, собираемых бюро кредитных историй, и отвечает требования закона, предъявляемым к такого рода информации, формат сбора у каждого бюро — свой собственный. Это неизбежно создает проблемы при взаимодействии разных бюро и кредитных организаций.
В настоящее время в России существует девять бюро кредитных историй.
Предлагаемые Центробанком изменения направлены, в первую очередь, именно на унификацию форматов сбора и хранения данных. Повышение качества кредитных историй и минимизация ошибок — вот еще одна задача, которую хочет решить Банк России.
Три крупнейших бюро считают позицию регулятора правильной.
Кроме того, в документе содержаться положения, призванные снизить количество недостоверной информации. Так, например, Центробанк может посчитать переданную информацию подозрительной, если кредитный договор заключен менее трех лет назад, а также при отсутствии данных о нарушении условий договора займа — несвоевременном внесении платежей или просроченном долге.
Предполагается. что изменения вступят в силу с января 2024 года.
Однако, если крупнейшие игроки и поддерживают регулятора, то более мелкие бюро опасаются изменений. По их мнению, это усилит нагрузку на персонал — всем бюро придется отказаться от устоявшихся форматов сбора информации и перейти на новые. Некоторые аналитики считают, что унификация устранит конкурентные преимущества отдельных бюро. С другой стороны, никаких технических новшеств вносимые изменения не потребуют.
Эксперты считают, что на решение Банка России повлияли и проводимые государством мероприятия по поддержке заемщиков (так называемые кредитные каникулы), которые просто невозможно отследить при помощи бюро кредитных историй.