Права граждан часто нарушаются работниками различных государственных ведомств. Особенно часто граждане недовольны действиями Пенсионного фонда. Главная проблема заключается в непрозрачности пенсионной системы, регулярном изменении правил и превышении сотрудниками фонда своих полномочий.
Сложности общения с Пенсионным фондом
При огромной численности работников российского ПФ, почти вдвое превышающей число сотрудников аналогичного фонда, например, в США, эффективность деятельности оставляет желать лучшего. К тому же, только за прошлый год прокуратурой возбуждено более 40 тысяч производств по выявленным фактам нарушений работниками фонда.
Как быть? Перефразируя известное изречение об утопающих, выясним, к каким же уловкам прибегают в Пенсионном Фонде, и выдвинем лозунг: «Спасение пенсионеров от произвола – дело самих пенсионеров!»
Анализируя основные причины недовольств пенсионеров и причины конфликтов с Фондом, можно сделать вывод, что чаще всего это касается размеров пенсии: сумма начисленных пенсионных выплат меньше, чем положено по Закону. Какие же уловки Пенсионного Фонда наиболее распространены:
1) Не учитывается определенный трудовой стаж работника. Да, согласно новым Законам, перестали учитывать службу в армии, учебу в ВУЗах и аспирантуре, а также декретный отпуск, как это было в Советском Союзе. Но даже имеющийся трудовой стаж гражданина, оформляющего пенсию, недобросовестные сотрудники Фонда пытаются уменьшить.
Что для этого делается? Начинают требовать справки и документы, подтверждающие официальный стаж. Учитывая, что многие организации перестали существовать, а архивы не сохранились, определенные периоды работы при расчете пенсии не учитываются. Даже в суде редко удается добиться справедливости.
Выход единственный: самостоятельно разыскать документы, подтверждающие рабочий стаж в спорный период, и предоставить их в свой Пенсионный фонд по месту регистрации для перерасчета пенсии. Процедура эта абсолютно бесплатна, поэтому стоит попробовать.
2) Не назначаются обязательные выплаты за неработающих членов семьи, находящихся на иждивении, например, супруга (супругу).
Решение: нужно потребовать письменный отказ соответствующего отделения Пенсионного фонда ПФ и обращаться в суд, требуя назначить выплаты.
3) Сотрудники ПФ умалчивают о возможности получения выплат. Например, по Закону №168, все жители России, за которых работодатель официально отчислял взносы с 2002 по 2014 год, получили право на единовременную выплату накопительной части пенсии (при наличии на именном счете менее 100 тыс. рублей).
Не информируя пенсионеров о возможности получения единовременной выплаты, Пенсионный фонд будет перечислять мизерные суммы в течение 10-15 лет тем, кто до этого доживет.
Вывод: нужно подать письменное заявление о необходимости получения единовременной выплаты из накопительной части.
4) Специалисты ПФ порой стараются взять для расчета невыгодный период (с наименьшей зарплатой на протяжении 60 месяцев) в рабочем стаже.
5) При расчете работники ПФ «забывают» учесть прибавку к пенсии за детей тем гражданам, чей совокупный доход не превышает установленного минимума. Установленный минимум и сумма прибавки на иждивенца зависят от законодательства определенного региона.
6) Сотрудники ПФ, пользуясь невысоким уровнем юридической грамотности граждан, иногда требуют от пенсионеров отдать оригинал какого-либо документа.
Категорически не рекомендуется отдавать единственный экземпляр, восстановить который либо сложно, либо невозможно. Изъятую и «утерянную» трудовую книжку с записями Советского периода не восстановить. Передавать можно только копии документов.
7) Нередко в ПФ отказывают в каких-либо просьбах и требованиях посетителям, ссылаясь на то, что, якобы, «правила изменились». Чаще всего пенсионеры такой отказ слышат, когда пытаются внести определенные корректировки:
- внесение подтверждающих сведений в выплатное дело;
- включение информации о дополнительных периодах;
- пересчет в соответствии с законодательством.
Правильные действия: затребовать письменный отказ из отделения Пенсионного Фонда с обязательным указанием:
- должности, расшифровки Ф.И.О. и подписи должностного лица;
- причины отказа с ссылкой на соответствующий правовой акт;
- даты письма с отказом.
После консультации с юристами и убеждения в законности требований пенсионер вправе обратиться в суд.
Правила общения с Пенсионным Фондом
Закон, к сожалению, не предусматривает никакого наказания за умалчивание и неполное информирование пенсионеров. Так что, уважаемые граждане, будьте бдительны!
Зная основные уловки сотрудников и применяя определенные правила при общении с представителями Пенсионного Фонда, можно добиться желаемого результата и не проиграть в противостоянии с постоянно мутирующей пенсионной системой.