Учетная политика (УП) представляет собой «особо важный» документ, в котором собрана совокупная информация о ведении способов бухгалтерского и налогового учета на предприятии (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущая группировка и обобщение результатов фактов хозяйственной деятельности).
Целью создания УП, является обеспечение возможности объединения всей бухгалтерской информации о ситуации дел в компании. УП содержит финансово-экономические показатели компании, порядок их формирования и, что данные показатели отражают.
В торговле, как, впрочем, и для других отраслей, учетная политика, является важным элементом системы внутреннего контроля за деятельностью.
В нормативных актах законодательства РФ закреплено, то что УП формирует главный бухгалтер, либо лицо, ответственное за данный участок работы.
Каждый отдельный субъект экономической деятельности самостоятельно формирует свою УП, в основу которой входят факты/условия ведения хозяйственной деятельности.
При составлении УП необходимо применять следующие нормативные акты:
|
В данных нормативных актах изложены основные принципы и требования по составлению учетной политики необходимые для осуществления деятельности.
Читайте также статью ⇒ Форма МХ- 6 (журнал учета расхода продукции в местах хранения).
Структура учетной политики торговой компании
Торговля бывает оптовой и розничной, независимо от этого при формировании учетной политики необходимо учитывать следующие важные моменты:
- Применение системы для налогообложения;
- Способы ведения (организации) бухучета и налогового учета;
- Отдельные аспекты (например, ведение упрощенного учета для субъекта малого предпринимательства, корректировка ошибок и т.д.)
- Применение рабочего плана счетов, ведение налоговых регистров для налогового учета;
- Другие важные моменты для правильности ведения налогового и бухгалтерского учета.
Нюансами, при формировании учетной политики торговой компании будет следующее:
-порядок учета товаров;
-порядок расчета торговой наценки;
-порядок учета транспортных расходов и другое.
Многие компании учетную политику формируют в отдельности, т.е. по налоговому учету и бухгалтерскому учету, но законодательством не запрещено формировать единую УП, поэтому можно сформировать одну политику с разделами налогового и бухгалтерского учета.
Определение порядка учета товаров и торговой наценки
Товары в торговых компаниях учитываются:
- По себестоимости (фактической);
- По ценам, для продажи.
В бухучете учет товаров формируется на «счете-41-«Товары». Компании (организации), осуществляющие торговую деятельность и применяющие «Счет-41», учитывают покупную тару.
К счету «41-Товары» могут быть открыты следующие субсчета:
«41-1-«Товары на складах»;
«41-2-«Товары в розничной торговле»;
«41-3-«Тара под товаром и порожняя»;
«41-4-«Покупные изделия» и т.д.
По методу «себестоимости» на счете «41» учитываются товары по закупочной стоимости, по методу «по ценам продажи» соответственно по «продажной» стоимости. Торговая наценка на товары, принятые к учету, отражается проводкой «Д-т-41, К-т-42.
При оптовой продаже товаров, имеются отдельные моменты, например в случае отгрузки товара со склада, но еще не доставлены покупателю, т.е. они находятся в пути у транспортной компании, осуществляющие перевозку данного товара, то в этом случае учет товаров происходит на счете 45 «Товары отгруженные». Проводка при факте отпуска товара со склада отражается проводкой «Д-т -45, К-т- 41».
Списание со счета 45 происходит аналогично списания со счета 41 «Д-т-90, К-т-45».
Списание себестоимости реализованных товаров, происходит следующими методами::
- «по-ФИФО»;
- «по-средней с/с;
- «по-стоимости каждой единицы товара.
Общество (компания) в зависимости от специфики продаваемых товаров, может применять любой, из методов, данный метод подлежит отражению в учетной политике.
Учет транспортных затрат
|
В налоговом учете порядок учета транспортных затрат осуществляется в соответствии со ст.320 НК РФ.
Учет расходов в торговой компании
|
Перечень расходов для торговых компаний значителен, чем для предприятий производства. Учет расходов следует прописать в учетной политике. Например, расходы на доставку товара покупателям, признаются расходами относящиеся к продажам.
Расходы на продажу списываются, как правило ежемесячно:
1.По накопленной сумме за соответствующий период в полном объеме;
2.Распеределением накопившейся суммы, к фактически проданным товарам. Остальные расходы формируются на «44-счете», соответственному остатку товара на складе.
|
Читайте также статью: → Основные бухгалтерские проводки по НДС.
В заключении
Многие компании учетную политику формируют в отдельности, т.е. по налоговому учету и бухгалтерскому учету, но законодательством не запрещено формировать единую УП, поэтому можно сформировать одну политику с разделами налогового и бухгалтерского учета. Компании, осуществляющие торговую деятельность, могут устанавливать различные методы учета. При формировании политики торговой компании целесообразно выбрать наиболее подходящий вариант учета как налогового, так и бухгалтерского, с отражением всех нюансов учета. В торговле, как, впрочем, и для других отраслей, учетная политика, является важным элементом системы внутреннего контроля за деятельностью.