Учетная политика (УП) представляет собой «особо важный» документ, в котором собрана совокупная информация о ведении способов бухгалтерского и налогового учета на предприятии (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущая группировка и обобщение результатов фактов хозяйственной деятельности).
Целью создания УП, является обеспечение возможности объединения всей бухгалтерской информации о ситуации дел в компании. УП содержит финансово-экономические показатели компании, порядок их формирования и, что данные показатели отражают.
В ТСЖ учетная политика, также является важным элементом системы внутреннего контроля за деятельностью ТСЖ.
В нормативных актах законодательства РФ закреплено, то что УП формирует главный бухгалтер, либо лицо, ответственное за данный участок работы.
Каждый отдельный субъект экономической деятельности самостоятельно формирует свою УП, в основу которой входят факты/условия ведения хозяйственной деятельности.
При составлении УП для садоводств необходимо применять следующие нормативные акты:
• закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
• ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н; • закон «О садоводческих, огороднических и дачных НКО граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ (в ред. от 03.07.2016); • НК РФ (ст. 313); • иные нормативные акты (Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, письма и разъяснения Минфина и др.); |
В данных нормативных актах изложены основные принципы и требования по составлению учетной политики необходимые для осуществления деятельности СНТ.
Читайте также статью: → Налоговый мониторинг по НК РФ.
Структура учетной политики СНТ
УП можно разделить на 4 основных раздела:
Раздел 1.Организационно-технический, который содержит:
1.1.организация ведения бухгалтерского учета (гл.бухгалтер, или другое лицо ответственное за данный участок работы);
1.2.структура бухгалтерии;
1.3.программный комплекс для ведения бухгалтерского учета (например 1-С «бухгалтерия» версия ….;
1.4.документооборот (первичная документация, правило ее ведения и формирования, и кто данные документы имеет право подписывать)
«Какие документы относятся к первичным» указываются формы первичных документов. Можно указать готовые унифицированными формами, либо сформировать свои, с соблюдением всех обязательных реквизитов, указанных в ст.9 закона №402-ФЗ.
Важно!!! Документы для кассовых операций для СНТ лучше всего использовать уже, утвержденные унифицированные формы;
1.5.формы бухгалтерского учета, регистры бухучета (теже самы что и для коммерческих организаций);
1.6.порядок проведения инвентаризации:
формируется совокупная информация о порядке проведения инвентаризации ее необходимо детализировать по материалам или по объектам, либо при смене ответственного лица – также необходима инвентаризация и т.д. Информация общего характера, содержащаяся в УП:
-создание инвентаризационной комиссии
-определения перечня активов и обязательств, подлежащих проверке;
-сроки проведения инвентаризации (например, основные средства полежат проведению проверке на факт их наличия — 1 раз в три года, дебиторская задолженность – 1 раз в год и т.д.);
1.7.порядок ведения кассовых операций, данный раздел можно оформить отдельным локальным документом, в котором подробно описать все операции, которые непосредственно связаны с денежной наличностью (например, членские взносы, ежемесячная оплата на охрану садоводства согласно устава и т.д.).
Раздел 2.Методологический, который включает в себя следующее:
2.1методы ведения бухгалтерского учета либо метод начисления, либо кассовый метод. Для СНТ можно установить кассовый метод, так как данный метод, согласно нормам закона «О бухучете» предусмотрен для организаций с упрощенным способом ведения бухгалтерского учета;
2.2.бухгалтерский-рабочий план-счетов;
содержится информация о синтетических/аналитических счетах, необходимых для ведения бухгалтерского учета в конкретном субъекте (СНТ):
√Счет 86 «Целевое финансирование»;
√Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; √Счет 10 «Материалы»; √Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», √Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», √Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» √Счет 50 «Касса» √Счет 51 «Расчетный счет» и т.д. «Заполняется бухгалтерскими счетами, необходимыми для осуществления своей уставной деятельности» |
2.3.Способы оценки активов и обязательств (например, способы начисления амортизации, способ списания материалов, затрат) и т.д.
2.4.Классификация доходов и расходов
Структура расходов и доходов
Доходы | Расходы |
Членские взносы | Содержание системы: энергоснабжения, водоснабжения, охраны и т.д. |
Целевые взносы | Вывоз мусора, бытовых отходов |
Вступительные взносы | Общехозяйственные расходы |
Прочие доходы, например, (долги прошлых лет по взносам) и т.д. | Административные расходы |
Расходы на оплату труда, оплату налогов и т.д. |
2.5.Порядок списания общехозяйственных расходов
Прежде всего, расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены. Списывать расходы в бухгалтерском учете можно несколькими способами.
Списать общехозяйственные расходы на счет 90 и субсчет 2, преимущественно такой вариант списания для компаний занимающиеся деятельностью, которая в принципе не имеет отношения к процедуре производства продукции, расходы могут списываться ей на субсчет 2 счета 90 или же какой-либо другой субсчет в соответствии с рабочим планом счетов. |
2.6.Иной разработанный способ учета специфичный для садоводческих товариществ.
Описать проведение контроля внутри товарищества, за ходом деятельности с проведением анализа и выполнения всех финансово-экономических показателей. Динамику роста/снижения к уровню прошлого года, установить причину снижения и предложить пути их решения для установления стабильности развития деятельности СНТ.
Раздел 3. Бухгалтерская отчетность
Определить существенность формирования той или иной бухгалтерской отчетности.
Садоводческим товариществом составляется бухгалтерский баланс и соответственно, отчет о целевом использовании средств.
Бухгалтерская отчетность представляется в налоговый орган не позже 31 марта года, следующего за отчетным годом.
СНТ, относится к субъекту малого предпринимательства поэтому может применять упрощенную бухгалтерскую отчётность.
Кроме того, в случае если товарищество получает иной доход от предпринимательской деятельности, то возникает обязанность заполнения и представления формы отчета о финансовых результатах.
В данном разделе предусмотреть порядок составления пояснительной записки к бухгалтерской отчетности с расшифровкой всех показателей, влияющих на финансовый результат.
Раздел.4 Налоговый учет
Данный раздел можно включить в общую учетную политику, либо может быть, утвержден отдельным локальным документом.
Налоговый учет – это совокупная обобщенная информация допускаемых налоговым законодательством способов (методов) определения доходной и расходной части, их признание, оценки и распределения, а также учет других показателей финансового-хозяйственной деятельности для целей налогообложения.
Читайте также статью: → НДС с консультационных услуг.
Налоги для СНТ
Исчисление и соответствующая уплата налогов плательщиком товарищества будет зависит от выбранной системы налогообложения, и наличие соответствующих объектов налогообложения для исчисления тех или иных налогов.
Предположим, что для СНТ, как субъекта малого предпринимательства преимущественной системой налогообложения будет «Упрощенная система налогообложения» (гл.26.2 НК РФ). Объект налогообложения при УСН «доходы, уменьшенные на величину расходов» — со ставкой налога 15%.
Метод учета – кассовый, т.е. момент оплаты.
Дополнительно будут уплачиваться следующие налоги:
-«НДФЛ», как агенты (заработная плата работников СНТ);
-«Налог на имущество организаций», если имеются объекты для
Налогообложения;
-«Земельный налог», при наличии объекта;
-«Водный налог», при наличии объекта;
-«Транспортный налог», при наличии объекта.
В разделе УП «Налоговый учет» следует отразить все те же моменты, что и для раздела «бухгалтерского учета».