В данной статье мы рассмотрим учет в казенных учреждениях и особенности учетной политики. А также проанализируем отчетность и узнаем, когда и куда сдавать документы.
Казенные учреждения являются некоммерческими предприятиями, созданные для реализации культурных, управленческих, научных, образовательных задач. Учредителем является уполномоченный государственный орган, определяющий уставные цели и осуществляющий финансирование в полном или частичном объеме.
Особенностью учреждений является отсутствие прав на имущество, переданного в распоряжение учредителем. Бухгалтерский учет осуществляется на основании принципов, установленных для бюджетных организаций с использованием плана счетов, разработанного для госучреждений.
Учетная политика, разработанная в учреждении
Документом, регулируемым порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, является учетная политика. Документ утверждается приказом, изданным в учреждении. Учетная политика, принятая учреждением, исполняется последовательно с внесением корректив при изменении законодательства или внутренних условий. Политика формируется в зависимости от особенностей предприятия, структуры и назначения деятельности. В документе указывают:
- Перечень используемых при учете информации рабочих счетов.
- Порядок документооборота, используемые в учете первичные формы, график создания и передачи, список ответственных лиц.
- Документы первичного учета, отличающиеся от унифицированных форм с обязательными реквизитами.
- Порядок проведения инвентаризаций, система внутреннего контроля.
- Методы оценки имущества, обязательств и иные правила, обеспечивающие законность операциям.
Учетная политика является важным документом учреждения, позволяющая подтвердить выбранный порядок учета при наличии нескольких законодательно разрешенных вариантов. План счетов казенных учреждений утвержден приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Читайте также статью: → «Особенности налогового и бухгалтерского учета в учреждениях культуры»
Первичные документы казенного учреждения
Совершение хозяйственных операций требуется подтверждать документально. Цель первичной документации – подтвердить обоснованность, законность, экономическую целесообразность операций. Казенные учреждения используют первичные документы, установленные Приказом № 173н и дополнительно подтвержденные в учетной политике. Дополнительно допускается использовать бланки, первичные документы, разработанные Росстатом. Право на использование форм также закрепляется в Политике.
При заполнении первичных форм необходимо следовать правилам:
- Использовать утвержденные учреждением формы.
- Вносить в документы обязательные реквизиты, при отсутствии которых регистр может быть признан недействительным.
- Указывать необходимые данные с прочерком незаполненных строк.
- При заполнении не допускать помарки и зачистки. Все исправления производятся по правилам бухучета.
На основании форм первичного учета осуществляется подтверждение доходов и расходов, утвержденных в смете.
Учет операций с имуществом и основными средствами учреждения
Имущество казенных учреждений в оперативное ведение поступает от учредителя. Собственник несет ответственность по содержанию имущества.
Операция | Основание |
Принятие имущества на забалансовый учет | Решение комиссии организации и наличие передаточного акта |
Право оперативного управления имуществом | Возникает с момента передачи имущества, недвижимого – с даты государственной регистрации |
Денежная оценка имущества | Отражается по стоимости, указанной передающей стороной в акте |
Счет учета для отражения информации | Учет производится на забалансовом счете «Имущество, полученное в пользование» |
Изменение стоимости | Осуществляется после проведения модернизации |
Учреждения приобретают имущество за счет бюджетных средств.
Пример покупки оборудования
Учреждение для ведения уставной деятельности приобрело технику стоимостью 245 000 рублей. Стоимость транспортировки составила 6 800 рублей. В учете производятся записи:
- Отражено поступление техники: Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703 на сумму 245 000 рублей;
- Учтены затраты на доставку техники: Дт 1 10631 310 Кт 1 30222 730 на сумму 6 800 рублей;
- Отражен ввод техники в эксплуатацию: Дт 1 10134 310 Кт 1 10631 410 на сумму 251 800 рублей.
С месяца, следующего за постановкой на учет, осуществляется начисление амортизации. Срок использования определяется в соответствии с общероссийским Классификатором. В учете применяется линейный способ. В налоговом учете суммы амортизации не учитываются. Читайте также статью: → «Льготы по налогу на имущество ИП»
Учет в казенных учреждениях: продажа и списание основных средств
Казенные учреждения имеют право проводить сделки с имуществом и отчуждать его с одобрения учредителя. Имущество используется для покрытия ущерба и обязательств только в исключительных случаях. Учреждение отвечает по долгам денежными средствами, находящимися в распоряжении. При недостаточности средств возможна субсидиарная ответственность с учредителем, покрываемая имуществом.
При продаже имущества сумма, вырученная от сделки, должна быть возвращена в бюджет в полной сумме. Активы, числящиеся на учете, могут прийти в негодность или утратить потребительские свойства. Учреждением производится списание.
Пример списания основного средства
Учреждение определило в составе ОС инвентарный объект, вышедший из строя и не подлежащий восстановлению. На основании акта инвентаризации, согласованного с учредителем, принято решение о списании оборудования. Остаточная стоимость 25 140 рублей, величина начисленной амортизации составляет 100 560 рублей. После ликвидации были оприходованы детали на сумму 570 рублей. В учете учреждения производятся записи:
- Производится списание остаточной стоимости: Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410 на сумму 25 140 рублей;
- Произведено списание амортизационных отчислений: Дт 1 10134 410 Кт 1 10134 410 на сумму 100 560 рублей;
- Отражено оприходование запчасти: Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172 на сумму 570 рублей.
Имущество, полученное от учредителя, может быть передано по распоряжению органа. Передача осуществляется на внутри, между ведомствами или бюджетами. Передача осуществляется на безвозмездной основе по балансовой стоимости с одновременным списанием начисленной амортизации. При передаче учреждение выписывает извещение формы 0504805.
Учет операций по расчетам с персоналом по оплате труда
Оплата труда работников казенного учреждения осуществляется на основании утвержденных учредителем штатного расписания и статьи сметы в размере фонда оплаты труда. Трудоустройство и рабочие условия регулируются ТК РФ. При найме работника:
- Знакомят с условиями труда и актами внутреннего распорядка.
- Заключают трудовой контракт.
- Назначают оклад, надбавки и стимулирующие выплаты.
- Определяют график исполнения обязанностей.
Оклад устанавливается согласно тарифно-квалификационного справочника.
Пример расчета с работниками
Учреждение начислило заработную плату работникам в размере 186 000 рублей. При выплате суммы оплаты труда удержан НДФЛ в размере 24 180 рублей. В учете осуществляются записи:
- Отражено начисление вознаграждения работникам: Дт 1 40120 211 Кт 1 302 11 730 на сумму 186 000 рублей;
- Произведено удержание НДФЛ: Дт 1 302 11 830 Кт 1 303 01 730 на сумму 24 180 рублей;
- Отражено начисление на карту работника: Дт 1 302 11 830 Кт 1 304 03 730 на сумму 161 820 рублей;
- Учтена выдача суммы путем перечисления на карту работника: Дт 1 304 03 830 Кт 1 304 05 211 на сумму 161 820 рублей.
Особенность расчета с персоналом казенных учреждений состоит в получении вознаграждений за труд из разных источников финансирования.
Учет доходов и расходов в казенных учреждениях
Финансирование казенных учреждений осуществляется на основании сметы. Распорядители бюджетов доводят до учреждений лимиты по каждой статье расходов, в пределах которых осуществляются затраты. Величина доходной и расходной части смены равна в пределах календарного года. Остаток неиспользованных средств подлежит возврату в бюджет.
Учреждения имеют дополнительные доходы от ведения деятельности, зачисляемые в бюджет в качестве неналоговых поступлений. Право ведения внебюджетной деятельности предоставляется распорядителем с закреплением в учредительных документах. Организации обязаны вести раздельный учет целевых и коммерческих поступлений и затрат. По дополнительно полученным суммам утверждается отдельная смета с распределением расходов постатейно. Утверждение сметы осуществляет распорядитель бюджета.
Учет материалов в казенных учреждениях
Материалы поступают в казенные учреждения централизовано, при самостоятельной закупке или создании, по договорам дарения. Первоначальная стоимость постановки на учет зависит от варианта поступления.
Вариант поступления | Порядок определения стоимости ТМЦ |
Поставка | В стоимость ТМЦ включаются сумма поставки, страхования, пошлины, посреднические услуги |
Изготовление | По себестоимости, в состав включаются расходы по изготовлению |
Поступление по договору дарения | По рыночной стоимости материалов, увеличенной на сумму поставки, расходов на доведение до потребительских характеристик |
Централизованно | По суммам, указанным в сопроводительных документах |
Определение рыночной стоимости материалов осуществляется путем сравнения с ценой на аналогичные товары, материалы. Списание материалов производится по стоимости единице или средней цене. Запасы регулярно подвергаются инвентаризации для устранения расхождений в документальном и фактическом учете.
Налогообложение в казенных предприятиях
Доходы, полученные в рамках бюджетного финансирования, не подлежат налогообложению. Средства, полученные учреждениями от ведения деятельности в виде оказания услуг или проведения работ, также не являются объектом для начисления налогов.
Налогом на прибыль в казенных учреждениях облагаются:
- Доход от внебюджетной деятельности при отсутствии раздельного учета, утвержденной сметы доходов и расходов и видов деятельности, не указанных в пп. 33.1 ст. 251 НК РФ.
- Суммы компенсаций и возмещений вреда, полученных от виновных лиц.
- Стоимость поступившего безвозмездно имущества, не используемого для уставной деятельности.
- Излишки, выявленных в ходе инвентаризации.
- Суммы целевых поступлений (кроме бюджетного финансирования) средств, товаров, работ, услуг, полученных в рамках благотворительности и использованных по нецелевому назначению.
Казенные учреждения представляют отчетность распорядителю бюджетных средств и в ИФНС. В орган управления учреждения представляют баланс распорядителя, справку о наличии имущества на забалансовых счетах, отчет о финансовых результатах, сведения об остатках средств на счетах, отчет об исполнении смет. В ИФНС учреждения представляют балансы, декларации по налогу на прибыль, НДС, отчетность о численности и отчислениях с заработной платы работников. Читайте также статью: → «Какие налоги заменяет УСН в 2024?»
Особенности учета в бюджетном, автономном и казенном учреждении
В таблице ниже рассмотрены сравнения в различиях учета в бюджетном, казенном и автономном учреждении.
Особенности | Бюджетное учреждение | Казенное учреждение | Автономное учреждение |
Участие учредителя в распоряжении средствами | Принимает участие | Принимает участие | Не принимает участие |
Открытие счетов | В Федеральном казначействе | В Федеральном казначействе | В любом учреждении банка |
Поступление финансирования | В рамках сметы доходов и расходов | В рамках сметы доходов и расходов | Субсидии и субвенции |
Доходы от деятельности | Поступают в распоряжение учреждения | Поступают в доход бюджета | Поступают в распоряжение учреждения |
Право на распоряжение имуществом | Имеется | Не имеется | Имеется |
Проведение сделок с ценными бумагами | Не осуществляются | Не осуществляются | Осуществляются |
Право на применение УСН | Отсутствует | Отсутствует | Имеется |
Популярные вопросы
Вопрос № 1. Как осуществляется учет за балансом в казенных учреждениях?
Ответ: Информация об активах учитывается за балансом на основании первичных документов и без использования двойной записи. При поступлении актива счет дебетуется, при выбытии – кредитуется.
Вопрос № 2. Какие системы налогообложения используют казенные учреждения?
Ответ: Казенные учреждения не могут использовать для учета системы ЕСХН и УСН и должны применять ОСНО.
Вопрос № 3. Относится ли реализация товаров или изготовленной самостоятельно продукции к необлагаемым видам деятельности?
Ответ: Нет, освобождены от уплаты налога на прибыль только суммы, полученные от оказания услуг и проведения работ.
Вопрос № 4. В какой момент определяется доход учреждения при поступлении пожертвований?
Ответ: Безвозмездная передача средств принимается в качестве дохода в момент зачисления средств на счет или в кассу.
Вопрос № 5. Представляют ли казенные учреждения декларацию по налогу на прибыль при отсутствии базы?
Ответ: Отчетность представляется в сокращенном виде с минимальным количеством листов.