При проведении инвентаризации нередки случаи выявления недостачи товаров. Данное событие необходимо отразить в учёте. Данная статья позволит определить каким образом произвести учёт недостачи товаров в соответствии с нормативной базой.
Как выявить недостачу товаров?
В соответствии с п.6 ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Выполнение данного требования возможно лишь при проведении регулярной инвентаризации.
Инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта.
Согласно п.27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н) проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Читайте так же статью ⇒ Виды инвентаризации в гостинице, магазине, торговле, аптеке, бюджетных учреждениях в 2024
Что может послужить причиной недостачи товаров?
В соответствии со ст. 233 Приказа Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н (ред. от 24.10.2016) «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2002 № 3245) потери и недостачи товаров могут возникнуть в следующих случаях:
Случаи выявления недостачи товаров | Комментарий |
Обнаружение при приёмке товара от поставщика |
|
Выявление недостачи в неторговой организации при проведении инвентаризаций и проверок |
|
Потеря товаров при авариях, пожарах и стихийных бедствиях | |
Потеря товаров от завеса тары | |
Образование отходов |
В случае обнаружения недостачи необходимо выполнить следующую бухгалтерскую проводку:
Дебет (Дт) | Кредит (Кт) | Комментарий |
94 | 41 | Выявление недостачи в ходе инвентаризации |
В случае обнаружения недостачи в категории розничных товаров:
Дебет (Дт) | Кредит (Кт) | Комментарий |
41.11 (41.12) | 42 | Списание наценки |
В случае обнаружения недостачи в результате естественной убыли:
Дебет (Дт) | Кредит (Кт) | Комментарий |
96 | 94 | Списание недостачи резервными ресурсами |
44 | 94 | Списание недостачи (резерва нет) |
Читайте так же статью⇒ Сроки проведения обязательной инвентаризации в 2024
Оформление в бухучёте недостачи товаров в случае определения виновных лиц
Некоторые должности предполагают наличие материальной ответственности, для чего с работниками, занимающими данные должности, заключается договор о материальной ответственности.
В случае обнаружения недостачи ответственность возлагается на материально ответственное должностное лицо с требованием возмещения ущерба.
В бухучете учет недостачи товаров, возложенной на материально ответственное лицо выглядит следующим образом:
Дебет (Дт) | Кредит (Кт) | Комментарий |
73 | 94 | Недостача адресована на счёт материально ответственного лица |
70 | 73 | Недостача удержана из зарплаты материально ответственного лица |
50 | 73 | Внесение денежных средств материально ответственным лицом с целью погашения долга |
В случае, если виновное лицо не обнаружено или обнаружено, но судебным решением запрещено взыскание ущерба:
Дебет (Дт) | Кредит (Кт) | Комментарий |
91-2 | 94 | Списание убытка в связи с невозможностью взыскания ущерба с материально ответственного лица |
Согласно ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, т.е. в случае обнаружения недостачи и возложении ущерба на материально ответственное лицо работодатель не может взыскивать с работника более 20% его заработной платы.
Пример:
В ООО «АБВ» после инвентаризации обнаружена недостача 25 кг мяса говядины (при норме естественной убыли 1 кг). Учётная стоимость составила 10 000 рублей (рыночная стоимость 12 000 рублей). С кладовщика была удержана недостача в течение 5 месяцев.
В результате сформировалась следующая проводка:
Дебет (Дт) | Кредит (Кт) | Описание | Сумма | Документ |
94 | 41 | Выявление недостачи в ходе инвентаризации | 10000 | Акт инвентаризации, инвентаризационная опись |
44 | 94 | Списание недостачи в результате естественной убыли | 400 | Бухгалтерская справка |
73 | 94 | Недостача адресована на счёт материально ответственного лица | 9600 | Приказ директора, бухгалтерская справка |
70 | 73 | Недостача удержана из зарплаты материально ответственного лица | 1920 | Расчётно-платёжная ведомость |
Читайте так же статью ⇒ Инвентаризация денежных средств в кассе предприятия в 2024
Оформление в бухучёте недостачи товаров в случае отсутствия виновных лиц
В случае невозможности установления виновного лица осуществляется списание недостачи в пределах норм естественной убыли на расходы на счёт 91.2.
Размер недостачи, превышающей естественную убыль, отражаются следующей бухгалтерской проводкой:
Дебет (Дт) | Кредит (Кт) | Комментарий |
91-2 | 94 | Недостача превышает нормы естественной убыли |
94 | 68 | Восстановлен принятый ранее к вычету НДС |
Какие документы необходимо оформить в случае выявления недостачи?
При проведении инвентаризации заполняются бланки инвентаризационных описей:
Форма бланка инвентаризационной описи | Тип ценностей и обязательств |
ИНВ-1 | Основные ценности |
ИНВ-3 | Товарно-материальные ценности |
ИНВ-4 | Отгруженные товары |
ИНВ-6 | Товары и материалы в пути |
ИНВ-15 | Наличные денежные средства |
ИНВ-16 | Ценные бумаги и БСО |
ИНВ-17 | Расчёты с контрагентами |
В случае, если в результате инвентаризации обнаруживаются некоторые отклонения фактического наличия от наличия, указанного в документах, оформляются следующие бланки:
Форма бланка инвентаризационной описи | Тип ценностей и обязательств |
ИНВ-18 | Для основных ценностей |
ИНВ-19 | Для товарно-материальных ценностей |
Ведомости составляются в двух экземплярах:
1 – для бухгалтерии
2 – вручается материально ответственному лицу
Материально ответственное лицо обязано письменно предоставить объяснительную, поясняющую расхождение фактического наличия и заявленного.
После проведения инвентаризации результаты фиксируются в ведомости формы ИНВ-26.
Вопросы и ответы
- Являюсь материально ответственным лицом. После проведения инвентаризации выявлена недостача, возмещение ущерба по которой возложили на меня. Я писал объяснительную, поясняя отсутствие моей вины, но работодатель всё равно стал удерживать часть моей заработной платы. Планирую обратиться в суд. В случае положительного решения суда могу ли я претендовать на возврат денежных средств, удержанных из моей заработной платы в качестве возмещения ущерба?
Ответ: В случае признания судом отсутствия Вашей вины Вам будут возвращены денежные средства, удержанные из заработной платы в пользу возмещения ущерба, выявленного в ходе проведения инвентаризации.
- Недостачу какого товара нельзя списать на естественную убыль?
Ответ: Естественной убыли не подлежит товар, исчисляемый штучностью, т.е. если единица измерения товара – штука – естественная убыль невозможна.