Транспортный налог уже давно является предметом обсуждения на всех уровнях государственной власти. Велись дискуссии об упразднении этого налога в пользу экологических сборов и акцизов на бензин, о смене системы расчета и сроках уплаты, о ведении льготных категориях и т.д. Наступления 2024 года ждали как автолюбители, так и организации, которые в своей деятельности используют различный транспорт. Рассмотрим в данной статье какие же последние изменения произошли с транспортным налогом в 2024 году.
Что из себя представляет транспортный налог: общие положения
Транспортный налог является фискальным инструментом субъектов нашей страны. Это означает, что по сути этот налог относится к так называемым региональным налогам и в зависимости от региона система налога на транспорт может немного отличаться, особенно в части налоговых льгот и величины налоговых ставок. Ниже представлена таблица распределения полномочий по регулированию транспортного налога в нашей стране.
Уровни власти в РФ | Полномочия в части транспортного налога | Комментарии |
Федеральный уровень | Объект налогообложения (за что платим налог); порядок исчисления базы по налогу на транспорт (с какой суммы платим налог); налоговый период для данного вида налога (когда платим налог); максимальные и минимальные ставки, то есть определение границы по ставкам для региональной власти | На федеральном уровне регламентируется основные положения по налогу, а также устанавливают границы, в пределах которых региональные власти могут корректировать данный налог |
Региональный уровень | Величину ставок на налог в пределах установленных границ на федеральном уровне; налоговые льготы; порядок уплаты налога; форму отчетности по данному налогу | Данный налог позиционируют как компенсационный, то есть физическое или юридическое лицо компенсирует государству загрязнение окружающей среды в связи с использованием транспорта, а также пользованием местной дорожной инфраструктурой. От сюда и основная идея расчета налога: чем больше мотор, тем больше выхлопа, соответственно и сумма уплачиваемого налога должна быть больше. В рамках своих полномочий региональные власти имеют право корректировать данный налог в рамках существующей налогов политики региона |
Кто платит транспортный налог
Под действия налога на транспорт подпадают все владельцы транспортных средств будь то физические либо юридические лица. При этом кто владеет транспортным средством не имеет никакого значения, так как налог направлен на транспорт и зависит от его характеристик.
Учитывая, что налог региональный налоговые льготы определяет только власти субъекта Российской Федерации. Поэтому от уплаты налога могут быть освобождены лица, которые подпадают под действия регионального положения о транспортном налоге. Поэтому чтобы узнать имеет ли вы право на налоговую льготу необходимо ознакомится с положением о налоге на транспорт в вашем регионе.
Например, владельцы транспортного средств, зарегистрированного в Москве имеют право получить льготу, если:
- Инвалиды первой и второй категорий,
- Инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий,
- Многодетные родители, а также родители, являющиеся опекунами детей-инвалидов,
- Владельцы легковых автомобилей с объемом двигателя до 70 литров,
- Организации, которые используют транспортные средства для общественных перевозок за исключением такси.
Важно! Начиная с 2024 года многие регионы расширили список предоставляемых налоговых льгот для пенсионеров и людей предпенсионного возраста. При своевременном предоставлении соответствующих документом люди, которые подпадают под данную категорию могут оформить льготу.
Порядок исчисления и уплаты налога в 2024 году
Общие положения о транспортном налоге утверждаются на федеральном уровне, поэтому порядок исчисления и уплаты налога един. Отличие только в региональных ставках и льготах. Принцип расчета транспортного налога базируется на технических характеристиках самого транспортного средства, к которым относится:
- Объём двигателя — один из самых главных показателей, на котором и строится принцип расчета налогооблагаемой базы. Данная величина важна для определения налоговой ставки, чем больше объём двигателя, тем больше ставка. Это касается только наземного транспорта, для воздушного и морского используются свои показатели.
- Год выпуска транспортного средства также учитывается при определении налогооблагаемой базы. В зависимости от года выпуска могут также применяться определенные повышающие либо понижающие коэффициенты.
- Стоимость приобретённого транспортного средства также влияет на повышающий коэффициент. Закон регламентирует также пороговое значение в 3 млн. рублей. Если стоимость автомобиля выше к расчету налоговой базы будет применён повышающий коэффициент.
- Страна производитель транспортного средства тоже важная характеристика. Так как некоторые субъекты предлагают налоговые льготы для владельцев отечественного транспорта, а также произведённого ещё в СССР. К таким регионам относится Ленинградская область.
- Топливо, которое используется для транспортного средства. В настоящее время государство старается поощрять владельцев, которые при выборе автомобиля отдаёт своё предпочтение автомобилям с газовым двигателем, либо работающим от электричества. Поэтому для них могут предлагаться понижающие коэффициенты либо налоговые льготы.
Все характеристики описанные выше представлены в техническом паспорте транспортного средства. Это означает, что данные используемые для налогооблагаемой базы могут быть легко проверены налоговой службой.
Сроки уплаты налога устанавливаются на региональном уровне. Так как все выплаты по транспортному налогу перечисляются в региональный бюджет, местные власти сами в праве устанавливать крайние сроки уплаты аванса и налога.
Последние изменения по налогу на транспорт в разных субъектах РФ
На федеральном уровне не так часто происходят изменения в системе налога на транспорт. Это и не обязательно, так как федеральные органы власти дают возможность корректировать налог по своему усмотрению в установленных границах. Это ежегодно и происходит в разных регионах нашей страны.
Важно! Величина налоговой ставки может быть увеличена или уменьшена в 10 раз на усмотрение региональных органов власти. Если же никакого регионального положения по транспортному налогу не принято в регионе действуют тарифы, регламентированные на федеральном уровне.
В 2024 году следующие субъекты Российской Федерации внесли изменения в существующие региональные положения о транспортном налоге:
Субъект РФ | Что изменилось | Комментарии |
Республика Адыгея, Хакасия, Удмуртия, Краснодарский край, Ставропольский край, Амурская область, Челябинская область, Ульяновская область | Налоговые льготы | Внесены изменения в существующее положение о транспортном налоге в части предоставления налоговых льгот пенсионерам и лицам, достигшим 55 и 60 лет |
Республики Карели
,_0ЩЖЗЗя |
Закон о налоге на транспорт | С 2024 года в данном субъекте действуют региональные ставки по налогу на транспорт |
Республика Коми 1, Красноярский край, Ханты-Мансийски 12ФЫВАЬБЮй автономный округ, Тульская область | Скорректированы ставки | Положение в новой редакции увеличивает ставки по некоторым пунктам |
Тюменская область, Томская область, Тверская область | Налоговые льготы | Расширен перечень налогоплательщиков, которые имеют право на получении льгот по налогу |
Повышающие коэффициенты для транспортного налога в 2024 году
Не так давно в нашей стране регламентировано новое дополнение к существующему закону о транспортном налоге. Данное дополнение вводит определенные коэффициенты на транспорт. Эти коэффициенты уравнивают так называемую налоговую нагрузку на владельцев транспортных средств. Поэтому эти коэффициенты привязали к стоимости транспортного средства, пороговым значением которого стало 3 миллиона рублей. Соответственно, чем выше стоимость транспортного средства, тем выше коэффициент, тем больше придется уплатить налога в бюджет. При этом при расчете налога необходимо будет также учесть год выпуска, чем он выше, тем меньше будет коэффициент на «роскошь».
Транспорт, который не загрязняет окружающую среду
Последнее время все больше идет разговоров о том, что необходимо стимулировать экологически чистый транспорт. Для этого предлагают как вариант заменить транспортный налог экологическим, что по сути станет более обоснованным обременением. Или предоставить налоговые льготы для владельцев электрокаров и автомобилей с газовым двигателем.
Но пока это все остается в проектах и реальных изменений на федеральном уровне нет. Зато ряд регионов уже активно предлагают своим гражданам налоговые льготы за сознательный выбор в пользу экологически чистого транспорта. Например, в Московской области отменили транспортный налог на электромобили еще в 2016 году.