Россияне покупают все больше и больше автомобилей. Так, по данным Минпромторга, по итогам 2021 года продажи новых автомобилей в России выросли на 6% по сравнению с 2020 годом и достигли 1,8 млн единиц. Еще более существенно, на 25% в год, вырос российский рынок подержанных автомобилей. Согласно анализам «АВТОСТАТ-Инфо», в 2021 году россияне купили 6,06 млн «автомобилей» с пробегом. Финам.ру рассказывает, как обстоят дела на рынке автомобилей.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что цены на автомобили в России в прошлом году выросли в среднем на 20%. При этом меньше всего подорожали китайские модели, а их объем на российском рынке увеличился. По мнению экспертов, речь может идти об экспансии китайских марок автомобилей в России. Эта тенденция связана с тем, что китайцы производят многие комплектующие и в первую очередь поставляют их своим компаниям.
В прошлом году подорожали все марки, заявил Алексей Голубятников, директор по локациям РОЛЬФ Ясенево, выступая на пресс-конференции «Не автомобиль, а роскошь: будет ли в России доступно купить новый автомобиль в 2024 году?» ?», организованной Информационной службой Национального информационного агентства». Кроме того, по мнению эксперта, цены на новые автомобили и автомобили с пробегом взаимосвязаны, поэтому можно говорить о повышении цен и подержанных вариантах машину годичной давности можно продать дороже или хотя бы за те же деньги», — говорит Голубятников.
По словам Андрея Ольховского, директора Группы компаний «АВТОДОМ», некоторые модели подорожали на 30-35%. При этом на данный момент купить автомобиль можно как в наличии, так и под заказ; однако есть проблема с комплектацией автомобиля под запрошенные опции. «Даже если вы заказываете автомобиль, это не значит, что вы получите автомобиль в эти сроки, через 3-4 месяца и с теми опциями, которые вы заказывали. На данный момент ситуация с командой очень деликатная для всех импортеров. Они пытаются донести до дилеров, что не нужно обещать заказчику полные сроки и комплекты», — говорит эксперт.
Чем вызван дефицит? Реально ли купить машину без кредита?
На данный момент дефицит на российском рынке объясняется мировой тенденцией. Спрос на автомобили превышает предложение, покупателей меньше. Такая ситуация сложилась из-за нехватки комплектующих, в частности полупроводников, а также проблем в логистических цепочках поставок.
По данным Национальной службы кредитного учета (НБКИ), в 2021 году россиянам было выдано более 1 млн автокредитов; это второй по величине результат за всю историю расчетов с 2013 года (на тот момент было выдано 1,1 млн автокредитов). Его объем впервые превысил 1 трлн рублей.
Эксперты говорят, что если клиент согласен подождать, дилеры готовы выписывать контракты за наличный расчет. В то же время рост цен и нехватка автомобилей ставят дилеров в положение, когда им необходимо зарабатывать деньги и в то же время предлагать покупателю хорошую цену.
Специалисты авторынка неоднозначно относятся к автокредитам. С одной стороны, они видят в них дополнительную возможность купить автомобиль, возможно, более высокого класса. Автомобили становятся все дороже и многим покупателям нужна поддержка банков. С другой стороны, есть условия, когда клиент должен сразу взять кредит и оплатить дополнительные услуги и опции, чтобы купить автомобиль, либо отстоять очередь из-за возможного повышения цены. Так, за последний год увеличилось количество жалоб в контролирующие органы на установление цен и навязывание опционов дилерами.
Антон Недзвецкий, сопредседатель Союза потребителей РФ, председатель Московского общества защиты прав потребителей, считает, что катастрофический рост цен на автомобили связан не только с увеличением ценников автомобилей импортеров, но и с уловками дилеров. Он подчеркивает, что дефицит на рынке нанес сильный удар по потребителям, эта тенденция крайне негативна и несет большую финансовую нагрузку на покупателей.
«Это приведет к снижению спроса в будущем, потому что те, кто мог инвестировать в покупку автомобиля, уже сделали это. Не исключено, что в будущем будет всплеск», — говорит Недзвецкий.
Андрей Ольховский обращает внимание на роль импортеров в цепочке. «Нельзя забывать, что дилер находится в рамках своей работы, которую ему декларирует производитель-импортер. Поэтому определенные финансовые продукты и условия исходят со стороны импортера», — подчеркивает он.
Будущее за зелеными автомобилями?
«Зеленый» тренд диктует свои условия развитым странам. Многие из них уже начали отказываться от традиционных автомобилей в пользу более экологически чистых электрических вариантов.
Большинство производителей планируют значительно увеличить количество электромобилей к 2030 году. Для потребителей это означает, что электромобили будут дешеветь, а машины с двигателями внутреннего сгорания — дорожать, — говорит Андрей Ольховский.
Однако на данный момент в России есть трудности с комфортным использованием электромобилей. Так что сейчас в стране по-прежнему мало зарядных станций для электромобилей. Помимо проблем с инфраструктурой, на строительство которой правительство уже выделило средства, стоит также отметить превосходное качество продаваемых в России электромобилей. Доступные в настоящее время в стране модели относятся к верхнему ценовому сегменту.
«В целом электромобили будут дешевле, потому что количество технических решений будет меньше, чем в традиционных автомобилях. Основная статья расходов электромобиля — это аккумулятор.
Если производители аккумуляторов увеличат стоимость из-за того, что они используют редкоземельные материалы, то соответственно вырастут в цене и электромобили. Если производители смогут добиться безопасности водородных топливных элементов, у нас будет еще одна новая машина с другим двигателем. Возможно, это решение проблемы зарядных станций», — считает эксперт.
Как вырастут цены на автомобили в 2024 году?
Эксперты автопрома сходятся во мнении, что на данный момент невозможно дать точный прогноз, насколько вырастут цены на автомобили в России в 2024 году. В среднем можно ожидать роста цен на автомобили примерно на 20 %, но сами производители ускоряют цены. Причины для роста есть, и они остаются. Поэтому дефицит комплектующих и опасность недоукомплектованности машин остаются актуальными, а это приводит к нестабильности рынка.
При этом рынок подержанных автомобилей растет уверенно, на десятки процентов, и определенности ожидается больше, чем на рынке новых автомобилей.