Обнаружив недостачу товара на складе либо установив его порчу, организация производит списание товара на основании соответствующего акта. В статье пошагово разберем, как отражается списание товара со склада в 1С 8.3.
Списание товара со склада в 1С 8.3: пошаговая инструкция
Отражение списание товара в 1С осуществляется по одному из двух оснований:
- Недостача товара. На основании проведенной инвентаризации обнаруживается недостача товара одной номенклатуры либо определенного перечня. На основании инвентаризационной ведомости составляется акт на списание товаров, который, в свою очередь, служит основанием для отражения записей по списанию в учете.
- Порча товара. Списание товаров в связи с порчей может производиться как на основании проведенной инвентаризации, так и в случаях, когда порча выявлена в индивидуальном порядке. Документальным основанием для отражения операций в учете является акт на списание, в котором указан перечень испорченных товаров, а также количество по каждой позиции.
- Использование товаров по собственным нуждам. Если товар выдается со склада для внутренних потребностей компании, то соответствующая запись отражается в 1С на основании акта на списание.
Читайте также статью ⇒ «Начисление материальной помощи в 1С ЗУП: инструкция«.
Ниже рассмотрим алгоритм списания товара со склада в 1С 8.3, когда основанием для списания является недостача товара, выявленная в результате инвентаризации.
Шаг #1 – Формирование инвентаризационной ведомости
На первом этапе бухгалтер открывает меню «Склад», в котором создает документ «Инвентаризация товаров» (выбор ссылки «Инвентаризация товаров», далее кнопка «Создать»).
В открывшемся окне нового документа бухгалтер нажимает кнопку «Заполнить», которая находится в «шапке» табличной формы. На основании данной команды система автоматически заполняет документ в соответствие с остатками товаров на складе, которые отражены в базе.
В заполненной табличной форме документа будет отражена следующая информация:
- перечень товаров по наименованиям («Номенклатура»);
- количество товаров (учетное и фактическое) – по умолчанию оба показателя в системе равны, отклонения (остаток/недостача) отсутствуют;
- цена товара за единицу;
- стоимость товара (произведение цены и количества) – учетная и фактическая (равны);
- счет учета, на котором числятся остатки товара.
Ведомость, представленная на экране, отражает информацию о системных остатках товара на складе.
Читайте также статью ⇒ «Возмещение командировочных расходов в 1С ЗУП: инструкция«.
Шаг #2 – Выявление недостачи
«Отправной точкой» выявления недостачи и отражения операций по списанию товара является проведение на предприятии инвентаризации.
В общем порядке инвентаризация проводится ежегодно на дату, установленную в локальных нормативных актах компании. Однако, законом также предусмотрена обязательная инвентаризация при смене МОЛа, руководителя предприятия, главного бухгалтера, изменении организационной структуры, т.п.
Для проведения инвентаризации используется ведомость, сформированная в 1С (как это описано выше), на основании которой ответственный сотрудник сверяет фактические остатки товаров на складе с учетными.
При выявлении недостачи и определении ответственных лиц, специальная комиссия составляет акт на списание, в котором указывает перечень недостающий товаров и их количество.
На основании акта на списание и ведомости инвентаризации, которая отражает фактические остатки товара на складе, бухгалтер корректирует остатки в системе. Для этого в документ «Инвентаризация товаров» в столбец «Количество фактическое» бухгалтер вносит фактические остатки товара (на основании инвентаризационной ведомости) отдельно по каждой позиции.
Далее бухгалтер нажимает кнопку «Записать», таким образом сохраняя все внесенные изменения и фиксируя расхождения в фактических и учетных остатках. Недостача товара, подлежащая списанию, будет отражена в столбце «Отклонения» (красным цветом со знаком «-«).
Читайте также статью ⇒ «Удержание материального ущерба с сотрудника в 1С ЗУП: инструкция«.
Шаг #3 – Создание документа на списание
Для того чтобы отразить операцию по списанию недостачи, установленной по результатам инвентаризации, бухгалтер использует документ «Списание товара».
Для его создания необходимо открыть документ «Инвентаризация товаров», в котором отражена недостача красным цветом со знаком «минус» в столбе «Отклонения», и нажать кнопку «Создать на основании» в правой верхней части документа.
Далее на экране откроется документ «Списание товаров (создание)», в табличной части которого автоматически отразится перечень товаров и количество к списанию (в соответствие с установленными расхождениями).
После нажатия на кнопку «Провести» на экране появляется проводка по списанию документа:
Дт 94 Кт 10.01.
В проводке отражается:
- наименование товара;
- количество товара к списанию;
- сумма расходов (стоимость списанных товаров).
Проводка на списание в 1С 8.3 имеет следующий вид:
На данном этапе документ считается проведенным, а недостача товаров на складе – списанной.
Как списать товары на расходы в 1С
Если товары списываются в связи с передачей на собственные нужды, то для отражения операций в 1С бухгалтер использует подсистему «Склад», создавая в ней документ «Списание на расходы».
Первоначально бухгалтер открывает подсистему «Склад», выбирает «Внутренние документы (все)», далее нажимает кнопку «Создать» и из выпадающего списка выбирает позицию «Внутреннее потребление» → «Списание на расходы».
Вновь созданный документ имеет следующий вид:
Для отражения операций в учете бухгалтер нажимает кнопку «Провести и закрыть» в правом верхнем углу табличной формы.