Чтобы понять феномен социального управления, мы разберем, в частности, его понятие, то, какими общими чертами оно обладает, на какие виды подразделяют социальное управление, и какие элементы в него включены. Также мы расскажем о существующих механизмах социального управления и категориях объектов управления.
Понятие
Социальное управление – разновидность управления, или, иными словами, процесс воздействия на общество целиком. Данное воздействие включает в себя и воздействие на социальные группы, и влияние на отдельных индивидов, деятельность которых нужно упорядочить. Также социальное управление отвечает и за повышение уровня организации социальной системы.
Социальное управление от любого другого можно отличить по следующим признакам:
- Оно характерно для всех систем, у которых есть собственная сформированная организация поведения.
- Социальное управление выступает в интересах только тех сторон организованной системы, которые взаимодействуют друг с другом напрямую.
- Оно всегда имеет цель и ориентир на ее достижение, дополнением к этому – решение практических задач.
- Социальное управление предполагает, что объект управления будет подчиняться субъекту. При этом не важно, в какой форме подчинения, оно просто должно быть.
- Социальное управление непрерывно держит связь со всей информацией, которую можно получить посредством управленческих команд.
Общие черты социального управления
Выделяют всего семь общих черт социального управления:
- Первая черта возникает там, где присутствует совместная деятельность людей и их общностей.
- Вторая черта обеспечивает одинаковое и постепенное воздействие на всех участников совместной деятельности.
- Третья направлена на то, чтобы достигать конкретной поставленной управленческой цели.
- Четвертая характеризуется тем, что в социальном управлении присутствует субъект и объект управления.
- Пятая черта подразумевает то, что субъект управления имеет ресурс власти.
- Шестая черта говорит о том, что объект управления находится под властью, что означает его полное подчинение и повиновение указаниям субъекта.
- Седьмая черта появляется, потому что социальное управление реализуется всегда в рамках определенного механизма.
Виды и особенности социального управления
Их можно разделить на три категории:
- государственное управление,
- муниципальное
- и общественное самоуправление.
А вот особенности заключаются в осуществлении управления только на тех территориях, где действуют системы. Также особенность состоит и в совместной деятельности, которую предполагает управление, чтобы достигать общие цели. Еще одна особенность – упорядочивающее воздействие на участников совместных действий. Кроме того, социальное управление носит волевой и властный характер, при этом сознательный. Социальное управление может осуществляться исключительно в рамках управленческих решений. Последняя особенность связана с тем, что субъект управления связан с формами, методами и средствами воздействия на объект.
Элементы социального управления
Элементов социального управления не много – к ним относят только то, что участвует в процессе управления на всех этапах. Элементами социального управления выступают:
- Субъект управления (то есть тот, кто осуществляет воздействие).
- Объект управления (тот, на кого оказывают воздействие).
- Управленческие связи – прямые (целенаправленно организующие объект) и обратные (информационный канал, по которому передаются результаты воздействия).
Если говорить об управленческих связях, в данном случае есть место и управленческому циклу – совокупности управленческих стадий, которые характеризуются поставленными задачами и составом сотрудников, которые эти задачи выполняют.
Управленческие связи не только выполняют определённую цель и являются передатчиками информации, но и возникают на каждой из стадий процесса управления. Всего этих стадий пять:
- Анализ управленческой ситуации.
- Разработка и принятие решения.
- Организация и реализация решения.
- Контроль.
- Анализ итогов – корректировка дальнейшего плана.
Обратите внимание! Субъектом управления может выступать как индивидуальное лицо, так и коллектив.
А к объектам управления можно отнести каждого отдельно взятого человека (индивида), коллектив или государство – все общество целиком, которое подвергается подчинению со стороны субъекта.
Объекты социального управления по-разному относятся к своему подчинению. В зависимости от индивидуальных особенностей, каждый человек чувствует себя отлично от другого. Такие отличия в поведении, отношении и принятии своей позиции разделили на категории подчинения, у каждой из которых есть собственная характеристика поведения:
- Первая категория – строптивое подчинение. Оно означает, что человек (индивид) принимает свою позицию подчиненного, он считает его вынужденным внешне навязанным отношением. Однако, в таком случае сотрудник не сильно понимает, почему он должен подчиняться, не видит мотива и причину долга.
- Вторая категория – равнодушное подчинение. При такой категории подчинения сотрудника минимально устраивает его позиция, он удовлетворен своим положением. В такую категорию сотрудники попадают, потому что боятся брать ответственность за себя и свою жизнь – им проще быть под подчинением. Такой сотрудник живет по принципу: «Что мне сказали, то я и сделал».
- Третья категория – инициативное подчинение. Такое подчинение означает необходимость сотрудника находиться в подчинении. В таком случае чувство долга каждого конкретно взятого индивида становится привычкой (состоянием по жизни), однако, инициативу не заглушает. В основе этой категории подчинения находится критическая оценка руководителя и признание его авторитетом среди сотрудников.
Функции социального управления
Функции социально управления представляют собой управленческие воздействия и влияния, которые обусловлены социальным назначением и стабильностью. Они отвечают за целевое исполнение задач управления.
Как отличить функции социального управления от любых других функций?
Функции социального управления имеют ряд признаков:
- Они ориентированы на социальное назначение управления.
- Их можно охарактеризовать как направленные и стабильные функции.
- Также социальные функции являются внешним проявлением свойств системы управления.
- Функции показывают направление, в котором социальное управление совершает активные действия.
- Еще одно отличие функций социального управления заключается в том, что они определяются в соответствии с целями и задачами, которые нужно выполнить.
Кроме того, они имеют разное «направление» в соответствии с задачами и областью применения, ниже мы расскажем о каждой разновидности функции. Исходя, из содержания и характера воздействия, можно функции социального управления разделить еще на несколько категорий:
- Общие.
- Специальные.
- Обеспечивающие.
А вот по направлению воздействия можно отличить внутренние и внешние функции.
В зависимости от времени действия, функции различают временные и постоянные.
Если же рассматривать общие функции управления, к ним относятся функции:
- прогноза,
- моделирования,
- информирования и планирования,
- организации и координации,
- распоряжений,
- регулирования,
- контроля и учета.
Прогноз выступает как работа с перспективами развития. Моделирование представляет собой разработку определенной конструкции управленческих отношений. Информирование – это вся работа с информационными данными от получения до передачи. Планирование задает темпы развития и решения управленческих обстоятельств. Организация и координация отвечают за формирование и согласование системы управления.
Распорядительство подразумевает регулирование отношений, которые возникли в результате управленческих действий. Регулирование отвечает за установление всевозможных норм и требований для каждого отдельного объекта управления. Контроль одобряет или отклоняет последствия принятых управленческих решений в действиях при социальном управлении. Учет позволяет держать картину целого, а конкретно, картину состояния при социальном управлении.
Механизмы управления социальными системами
Мы рассмотрим несколько механизмов, которые применяют для управления социальными системами в зависимости от различных обстоятельств и сложившихся условий.
Механизм сознательного управления
По-другому его называют механизмом целеустремленного управления. Связано это с тем, что в таком случае управление осуществляют люди, которые наделены волей и сознанием, чтобы достичь поставленные цели.
Механизм стихийного регулирования
Это тот самый механизм, который действует на результат – упорядоченность масс актов.
В общем и целом, к управлению социальными системами нужно подходить комплексно с оглядкой на условия современного производства. Только в таком случае управление будет предполагать интеграцию функций управления трудом и кадрами, развитием социальных отношений и каждого индивида в отдельности – на едином уровне организации. Такой уровень закладывает специализированная управленческая служба.
Можно прийти к выводу о том, что система управления социальными системами – это целевой комплекс по выполнению задач в основных направлениях деятельности. Кроме этого, комплекс и все относящиеся к нему механизмы и методы управления направлены исключительно на то, чтобы повысить производительность труда и качество работы.