Фриланс – отличная сфера. Между заказами может быть немало свободного времени. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие люди стараются найти подработку, в которой будет гибкий график. И такси – это один из таких вариантов заработка. Некоторые видят в нем почти идеальный источник дохода. Ведь действительно, работать можно в любое удобное время, а машина сдается в аренду.
Многие настолько увлекаются процессом, что начинают таксовать на протяжении нескольких полных дней подряд. Тем не менее, в таком режиме тяжело совмещать две работы. Одним словом, как заработать на такси и какие есть подводные камни этого процесса?
Выбор агрегатора
Кто такой агрегатор? Это посредник между водителем и пассажиром. Система организует оформление заказа со стороны клиента и его подтверждение от водителя.
Самыми популярными агрегаторами в России являются Яндекс-Такси, Uber и Gett.
Если у вас есть собственный автомобиль, вы можете работать напрямую с агрегатором. Если у вас машина отсутствует, вы можете арендовать ее для использования в такси. Водитель платит фиксированную стоимость за использование автомобиля, а агрегатор берет комиссию за каждую поездку.
Большинство таксистов выбирают между Яндекс-Такси и Убер. Ничего удивительного в том, что многие
останавливаются на Яндексе: ведь по мнению многих таксистов, у него лучшая навигация и меньшая комиссия. Ряд таксистов работают сразу с двумя агрегаторами, поэтому они не сидят без дела без заказов. Но большинство все же отказывается от этой затеи по нескольким причинам:
- Уведомление в приложении все равно отвлекает от дороги — а в таком случае их будет вдвое больше.
- Если заказы на поездку поступят одновременно в Uber и Яндекс-такси, то один из них придется отбрасывать, что снижает рейтинг водителя.
Если вы выберите Яндекс.Такси в качестве агрегатора, необходимо зайти на официальный сайт и оставить заявки. После этого в течение считанных минут вам перезвонят. Если собственной машины нет, представитель Яндекса даст список таксомоторных компаний Санкт-Петербурга, где можно взять машину напрокат.
Конечно, иметь личный автомобиль предпочтительнее. Дело в том, что так можно сэкономить на налогах. Если работать с таксопарком, придется платить НДФЛ в размере 13 процентов. А чтобы работать на своей машине достаточно быть ИП.
Есть еще один недостаток таксопарка – он время от времени задерживает выплаты, в то время как при прямой работе с Яндексом деньги перечисляются каждый день.
Заключение договора с таксопарком
Итак, надо зайти на сайт таксомоторной компании и оставить заявку. После этого сразу перезвонят и запишут на собеседование. Специалисты компании попросят взять с собой паспорт и водительские права.
В офисе надо заполнить анкету, менеджер расскажет об условиях работы. Через два часа после собеседования перезвонят и скажут, что готовы к сотрудничеству. Конечно, если вы были одобрены в качестве водителя Яндекс.Такси. Далее понадобится подписать агентский договор на оказание услуг по подключению к службам такси и договор аренды автомобиля.
Юридическая проблема была в том, что в документах часто не указывают, что человек берет машину на работу в такси. Также никто не будет оформлять рабочие отношения — отпуск и больничный придется оплачивать самостоятельно. А также подоходный налог 13%.
По договору аренды автомобиля технический контроль, ремонт и страхование возлагаются на таксопарк. Но если с автомобилем что-то случится по вине водителя, придется оплатить ремонт за ваш счет. Кроме того, таксисту приходится на собственные деньги заправлять машину, оплачивать стоянку и стирку, а также платить штрафы. Все это сильно влияет на итоговую доходность.
Перед тем, как вернуть машину, сотрудник таксомоторной компании осмотрит ее вместе с водителем и зафиксирует все повреждения в квитанции о получении. Важно здесь быть осторожным: при обнаружении на автомобиле вмятин или царапин, не указанных в акте, вычитается стоимость ремонта. А она, как было написано выше, возлагается исключительно на водителя.
Арендная плата может быть фиксированной или зависеть от срока, на который вы берете машину: чем она дольше, тем дешевле. В среднем по Питеру, цены колеблются от 1600 до 1800 рублей в сутки. Автомобиль постоянно находится у водителя, нет необходимости каждый день возвращать его в компанию. По окончании аренды машину нужно помыть: грязный автомобиль обратно не заберут.
Немного об условиях работы
Один человек поделился опытом работы в разных таксопарках. Давайте их назовем «Орион» и «Сатурн» для того, чтобы было более понятно. Условия в них кардинально отличались. Так, в «Орионе» выдали топливную карту крупной АЗС и сказали, что заправлять машину нужно только там.
А в «Сатурне» разрешили заправлять автомобиль в любом месте. При этом «Орионом» каждую неделю удерживался залог с водителя в размере 2000 рублей, который отдавали после возврата автомобиля. Правда, лишь при условии, что все в порядке с ней. Что касается таксопарка «Сатурн», таких правил установлено не было. Равно, как и ко многим другим вещам подходили лишь формально.
Например, таксопарк обязан выдавать водителю путевые листы. Если его не будет, штраф составит 3000 рублей. В «Орионе» водители получали в начале недели необходимое количество путевых листов. В «Сатурне» же просто выдается пачка путевых листов, и никто не следил за их заполнением.
Правила были следующими. Каждый день перед тем, как начинать водить автомобиль, необходимо было приезжать в таксопарк и проходить предрейсовый медосмотр. И здесь также были отличия у разных компаний. «Орион» проводил медосмотр самостоятельно, а за его игнорирование предусматривался штраф в 300 рублей. Что касается «Сатурна», то там сказали, что можно проходить медосмотр в любом месте, котором только человек пожелает.
Одним словом, «Орион» работал в строгом соответствии с законодательством. А «Сатурн» был более приятным в работе. В том числе, благодаря отсутствию необходимости регулярно проходить медосмотры. Ведь это требует и времени, которое могло бы быть потрачено на заработок, так еще и тратиться на дорогу в таксопарк пришлось. Да и отсутствие любой другой бюрократии также порадовало. Правда, безопаснее будет тому пассажиру, которого везет водитель из «Ориона».
Яндекс-таксометр
Перед тем, как начать таксовать, необходимо установить программу «Яндекс-таксометр». Но это можно сделать лишь в случае, если вы – владелец смартфона под управлением Андроид. После установки приложение запросит номер телефона. Если служба такси правильно подключила вас к системе, вы получите SMS с паролем.
Основное назначение таксометра — предоставление информации о заказах. Кроме того, приложение показывает, сколько заработал водитель, куда он проехал и т. д. Чтобы начать прием заказов, переместите ползунок в правом верхнем углу экрана с «Занят» на «В сети». Когда приходит заказ, у водителя есть несколько секунд на его согласование.
В этот момент водитель видит только место, где пассажир ожидает, и время, которое ему нужно потратить, чтобы туда добраться. Информация о пункте назначения и стоимости поездки появится только после того, как клиент сядет в машину. Это сделано для того, чтобы водители не только выбирали работу, на которой можно много заработать. Если вы согласитесь, а затем отклоните предложение, это повлияет на рейтинг.
Что такое рейтинг?
Под рейтингом подразумевается средняя оценка, которую пассажиры поставили водителю. Например, если 30 из них поставили четверку, а 20 – пятерку, то тогда общий рейтинг составляет 4,4.
В формировании рейтинга учитываются исключительно те оценки, которые были составлены за последние 60 дней. На что влияет рейтинг? Прежде всего, на распределение заказов. Если в момент заказа на приблизительно одинаковом удалении от клиента находится несколько такси, то тогда заказ будет отдан тому таксисту, рейтинг которого выше. В результате, при маленьком рейтинге заказы будут приходить значительно реже. Более того, если он опустится ниже 4, то тогда заказы вообще перестанут приходить. Поэтому нужно следить за тем, чтобы пассажиры ставили исключительно пятерки. Что для этого надо сделать? В принципе, добиться этого результата несложно, надо быть вежливым к клиентам, водить аккуратно и помогать загрузить багаж.
Некоторые пассажиры любят общаться с таксистами, а другие – нет. Поэтому нужно быть внимательным к их потребностям, поддерживая разговор, когда они сами его заводят, но самому его не начинать.
После того, как вы прибудете к месту заказа, необходимо нажать на кнопку «На месте». Если вы прибудете быстрее, все равно придется ждать. Время ожидания пассажира начинает отсчитываться после того, как вы прибудете к месту и пройдет время, рассчитанное программой.
Первые 5 минут для клиента будут бесплатными. Потом придется платить за ожидание. Причем это время отводится в том числе в случае, если водитель опаздывает. Что касается тарифов, то они, как и во многих других приложениях такси, зависят от спроса. Там, где он повышенный, есть все шансы больше заработать.
Сколько можно заработать
Лимитов теоретически нет. На практике, чтобы хорошо зарабатывать, нужно выполнять следующие рекомендации:
- Рассчитывать рабочие дни. Лучше не прерываться, поскольку каждая поездка по личным делам – это лишний расход топлива. Поэтому если взяли первый заказ, лучше работать как можно дольше.
- Работать в зоне повышенного спроса. Тогда можно получить больше денег.
- Принимать все заказы, которые поступают. В этом случае рейтинг будет увеличиваться, и заказов будет становиться еще больше.
- Экономить топливо.
- Оплачивать долгосрочную аренду автомобиля.
- Найти напарника.
- Не превышать скорость и вообще, следовать ПДД.