Система регулирования нормативного бухучета в России позволяет организациям выстроить свою учетную аналитику в согласовании с действующим Российским законодательством. Более подробно об этой системе и о том, как ее необходимо это использовать, узнаете далее в этой статье.
Зачем же нужно нормативные правовые регулирования в бухучете
Правовое регулирование бух учета позволяет Российской федерации установить ряд норм и правил, соблюдение которых считается обязательным для всех граждан, которые занимаются хозяйственной работы.
Общее методологическое нормативное регулирование бухучета в России производится Федерационным правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете разных хозяйственных операций.
В согласии с Конституцией Российской федерации находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухгалтерского учета возложено Федеральным правительством на Минфин. Регулирование отдельных нюансов ведения бухгалтерского учет российского законодательства возложено на регуляторов, как Центральный банк, Федеральная служба по финансам на рынке и прочее. В пределах нормативных актов, установленных Министерством финансов. Регулирование бухгалтерского учета производится путем принятия различных законодательств, постановлений и разных норм.
Читайте также статью ⇒ Ведение бухучета в МФО.
Уровень нормативного регулирования бухучета
Нормативное регулирование бухучета в Российской Федерации сформировано в типе четырех уровней в системе:
Уровни | Справки, документы | Службы, которые принимают решения |
1 уровень — закон | Государственные законы, указы, постановления кодексы | Правительство РФ, Государственная Дума, Президент РФ |
2 уровень — нормативный | Положения (стандарты) по бухучету | Министерство финансов России |
3 уровень — методический | Методические указания, письма, инструкции | Министерство финансов России, консультационные компании, федеральные органы исполнительной власти, и др. |
4 уровень — организационный | Организационная распорядительная документация (распоряжения, приказы и т. п.) | Компании,
Фирмы, Учреждения, |
По принципу непротиворечивости нормами бланков системы регулирования бух учета, на практике (для исключения противоречивых требований нор) нужных использовать три юридических правила.
Содержание противоречия | Исключение противоречия |
Два бланка содержат взаимоисключающие друг друга нормы, произведены разными регулирующими органами | Действует норма документооборота, изданного вышестоящей регулирующей службой |
Два бланка содержат взаимоисключающие друг друга нормы и произведены одной и той же регулирующей службой | Действует норма последнего в период документа |
Один нормативный бланк содержит противоречащие друг другу нормы | Действует та норма, которая содержит более частные (специальные) предписания |
Как построена система регулирования нормативного бухучета в Российской Федерации
Система нормативного регулирования бухучета имеет свое руководящие документы:
- Законодательство
- Положение по ведению бухгалтерского учета и отчета, утвержденное приказам Минфина Российской Федерации
- План счета и бухгалтерский учет, и в том числе положение о документообороте и документах в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР
- Методика и инструкция, и также локальные документы регулирования
С помощью прописанных правил, органы могут контролировать степень из соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.
Компания бухгалтерского учета и формирования правил ведения в Российской Федерации берется за основу данные из программы реформирования бухгалтерского учета в согласии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной правительственным постановлением.
- Уровень первый — составляют акты законодательные, указ Президента и постановления Правительства России, регламентирующие косвенно либо прямо компанию и ведение бухучета в организации. Основными нормами первого уровня считается Федеральный закон, который определяет основы правовые бухучета, его содержание, организация, принципы, основные направления бухгалтерской работы и составления отчетности, состав хозяйствующей местности, обязанных вести бухучет и предоставлять финотчетность состоит из 4 глав и девятнадцать статей.
- Уровень второй – составляет положение учетной стандарта по бухучету. Положения по бухучету содержат свод правил основных, устанавливающий порядок учета и оценки определенного субъекта либо их совокупность. Они конкретизируют закон. Нормативные документы уровня второго утверждается Минфином России, которое производится методологическое руководство бухучетом и отчетность в целом по стране.
ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен Федеральным законодательством. В законе все понятно описано, что весь список локальных актов, которые были перечислены выше, обязан быть в компании. Хотя многие организации производят только приказ по учетной аналитике, игнорирую нужность наличия разных документов. Это нарушение законодательства.
Рекомендации по ведению бухгалтерского учета, что из себя представляет
Законом регулярно производит издание рекомендации по ведению бухгалтерского учета. Они так же могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтерии. Рекомендации не считаются обязательными к использованию – это решение вполне добровольное работодателя. Она использовать их необходимо, так же существуют они для того чтобы решить следующие задачи:
- Правильно понимать и использовать принятые стандарты;
- Понижение затрат по ведению бухгалтерскому учету;
- Распорядительность прогрессивного ведения учета;
- Применения новых разработок в области бухгалтерского учета.
ВАЖНО! Использование рекомендаций не обязаны мешать деятельности организации.
Документы локальные организации
Локальные документы – это акт нормативный четвертого уровня. Она включает в себя такие документы, как:
- Политика учетная организации;
- Учетная первая документация;
- График документов движения;
- План счетов бухгалтерского учета;
- Форма отчетности локальной.
Все внутренние документы обязаны быть утверждены работодателем.
Принципы основные регулирования бухгалтерского учета
Подсмотрим принципы базовые, по которым производится бухгалтерский учет:
- Соответствие принятых стандартов настоящим нуждам бухгалтеров и пользователей документов.
- Единая система регулирования.
- Упрощение способов ведения бухгалтерского учета, формирование упрощенной системы и составления отчета.
- Применение между народными нормами при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
- Создание условий для использования принятых стандартов.
- Невозможно совмещать установленные стандарты и осуществления надзора за их исполнением.
Система регулирования устанавливается главой 3 Федерального законодательства о бухгалтерском учете.
Читайте также статью ⇒ Синтетические и аналитические счета в бухучете.
Функции органов, регулирующих учет
Федеральная структура в согласовании с правами наделена следующими возможностями:
- Утверждением программы установления стандартов.
- Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
- Установлением норм оформления программ.
- Участием в работе над международными нормами.
Функции Центробанка России:
- Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
- Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
- Участие в работе над международными стандартами.
- Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законодательствам.
Также система бухгалтерского учета формируется и силами негосударственных структур. Например, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными службами. То есть система регулирования формируется вместе.
Подведем итог
Система нормативно-правового регулирования в Российской федерации установила четкие правила бухгалтерского учета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней. Налоговый учет осуществляется организациями в соответствии с требованиями Налогового кодекса России.