Сети X5 Group и «Магнит» предложили ФАС ограничить наценку на базовые продукты до 10%

Автор статьи

Анастасия Перова

1 минуту на чтение
5 просмотров

Крупные торговые сети, которые последний год находились под пристальным вниманием Федеральной антимонопольной службы (ФАС) из-за роста цен на продукты питания, решили опередить конкурентов, введя комфортные для себя ограничения. Так, X5 Group, «Магнит» и Bristol готовы установить маржу на самые дешевые базовые товары на уровне не более 10% к концу 2022 года. Власти надеются, что другие ритейлеры поддержат инициативу. Но эксперты предупреждают, что это может нанести ущерб небольшим сетям.

Сразу же два более крупных ритейлера, X5 Group и «Магнит», уведомили ФАС об ограничении наценки не более 10% на социально значимые продукты питания, рассказали «Ъ» в этих компаниях. В Х5 уточнили, что ограничения на брендинг коснутся более 20 товарных категорий и вступят в силу с 12 января во всех магазинах сети. Список конкретных товаров будет определяться ежемесячно, будет добавляться в группу.

Как сообщили Ъ в “Магните”, наценка будет ограничена примерно 200 товарами первой необходимости из 25 товарных категорий, включая лапшу, овощи “борщ”, хлеб, молоко, масло и гречку.

Оба ритейлера готовы поддерживать уровень наценки до 2022 года.

В ФАС подтвердили «Ъ», что получили заявку от X5 Group, «Магнита» и Bristol (быстрый комментарий получить не удалось). «Сейчас они изучаются», — добавили в службе. «Мы обсудили с сетями возможность установления максимальной нормы прибыли по товарам на уровне не более 10%», — сообщил «Ъ» замдиректора Минпромторга Виктор Евтухов. Он добавил, что в 2021 году, по данным Росстата, средняя надбавка на этот товар в сетях не превышала 15-16%. При этом в ФАС отметили, что в ходе еженедельного мониторинга в некоторых сетях служба все же выявляет завышение наценок даже на социально значимые товары, на что ведомство предложило ритейлерам разработать механизмы «ответственного ценообразования».

В X5 Group согласны с тем, что эффект от инициативы будет ощущаться, «если к ней присоединятся другие ритейлеры, а также производители и поставщики». Auchan сообщил, что в настоящее время они применяют минимальную наценку на ряд товаров, при этом некоторые продукты продаются по цене ниже покупной. Но они не прокомментировали предложение X5. «Лента» и «Метро» комментариев не предоставили.

Денис Мантуров, глава Минпромторга РФ, в июне 2021 года:

«Не надо заигрывать с этой историей (с регулированием цен на продукты. — «Ъ».

По предварительным данным Росстата, в 2021 году цены на продукты питания выросли наиболее заметно — на 10,6%. Это стало одной из причин высокой инфляции в стране, которая в прошлом году достигла 8,39% против 4,91% в 2020-м. Такая ситуация заставила власти обратить внимание на розничные цены.

В августе ФАС начала проверку крупных ритейлеров на предмет сговора, «следствием которого может стать рост и поддержание (высоких — «Ъ») цен». Но к концу года служба заявила, что не обнаружила никакого сговора. При этом ФАС договорилась с сетями о предоставлении им информации о закупочных и полковых ценах ряда товаров для анализа маржи (см. «Ъ» от 21 августа).

Гендиректор «Руспродсоюза» (объединяет крупных производителей продуктов питания) Дмитрий Востриков положительно оценивает самоограничение ритейлеров по марже, но добавляет, что наценка на товары первого прайса уже минимальна. «Это происходит потому, что ритейлеры вынуждают производителей снижать закупочные цены, которым из-за этого часто приходится работать в минус», — говорит он.

Наценка на товары в рознице разная и может составлять от 3% до 50%, говорит старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов.

он называет попытку ритейлеров ограничить наценку на основные продукты на уровне 10% игрой на опережение. У сетей по-прежнему есть минимальная рентабельность по товарам первого ценового сегмента, соглашается эксперт, но такой инициативой они удовлетворяют потребности регулятора и граждан. «У властей есть хорошая возможность минимизировать цены на самый доступный товар для наиболее незащищенных категорий граждан, а ритейлеры получают дополнительный трафик», — рассуждает он.

Г-н Ибрагимов сомневается, что ограничение нормы прибыли существенно повлияет на финансовые показатели сетей. Но, утверждает гендиректор Infoline Иван Федяков, если крупные сети смогут пожертвовать частью маржи, то более мелкие ритейлеры «не выживут за счет дополнительной платы».

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи