За период пандемии аналитики зафиксировали чуть меньше 50 тысяч киберпреступлений, связанных с кражами. Эксперты сошлись во мнении, что главной причиной такой неутешительной статистики является низкий уровень финансовой грамотности по стране.
В России было зафиксировано 42 тысячи денежных краж с банковских карт и счетов за период с января по март текущего года. Этот показатель 30% выше, чем во время начала распространения коронавируса. Сильнее всего от мошенничества пострадали граждане Удмуртии, Вологодской области и Карелии (расчёт производился на 100 тыс. человек населения).
Около 70% мошеннических операций проделаны с помощью ИТ. Общее количество интернет-мошенничеств достигает 136 тысяч. Из них 17,2 тысяч краж – обман граждан пенсионного возраста, а 1,7 тысяч – несовершеннолетние пользователи.
Центральный Банк сообщил, что для улучшения ситуации с мошенничествами через телефон составляются новые проекты в области нормативного регулирования. Это означает, что операторы мобильной связи, Роскомнадзор и другие службы налаживают процессы по борьбе с фальшивыми номерами. Также создаются специальные правила, налаживающие обмен информацией между банковскими организациями и мобильными операторами.
Большая часть краж со счетов стала возможной для преступников из-за осознания низкой финансовой грамотности пользователей. Кроме того, они активно пользуются человеческим фактором, как отметила Анастасия Ускова, генеральный директор платформы «Фаст Ривер». Однако в данный период времени есть и положительные процессы как со стороны банкиров, так и в действиях регуляторов.
По мнению Усковой, в ближайшем будущем банкирам потребуются активные вложения в устойчивость систем банков. Ведь вместе с прогрессом в digital-сфере растут и риски столкнуться с мошенничеством.