Требования к работе сотрудников регулярно ужесточаются под натиском финансовой нестабильности, современных рыночных отношений и растущей конкуренции. Испытывая постоянный стресс, работник в конечном итоге «выгорает» и перестает справляться с задачами. Разберемся, по каким причинам развивается профессиональное выгорание сотрудников, как избежать развития данного синдрома, и для каких категорий работников он особенно характерен.
Что такое профессиональное выгорание сотрудников
Синдром профессионального (эмоционального) выгорания трудящихся — это психологическая проблема, представляющая собой постепенное истощение энергии и появление равнодушия к выполнению трудовых обязанностей. При этом у сотрудника полностью пропадает желание трудиться и достигать каких-либо результатов, а привычные способы мотивации перестают оказывать на его благоприятное воздействие.
Согласно статистике, рассматриваемый синдром проявляет себя незначительно, и момент развития недуга заметить сложно. Но постепенное «выгорание» в итоге приводит к тяжелым последствиям, которые тяжело исправить. Причем ущерб наблюдается не только в плане упущения работодателем прибыли, снижения эффективности работы, плохого качества выполненных заданий, несоблюдения сроков выполнения работ и появления напряжения в коллективе, но и в плане эмоционального состояния трудящегося и даже появления психосоматических расстройств. В итоге можно потерять хорошего специалиста, который увольняется просто по причине того, что в какой-то момент не справился с «натиском» обстоятельств.
По каким причинам наблюдается профессиональное выгорание сотрудников
Основной причиной возникновения синдрома эмоционального истощения является повышенный уровень стресса, с которым не справляется сотрудника. Однако, данная причина приводится в действие явными и скрытыми факторами:
Явные причины возникновения СЭВ | Опосредованные факторы |
Сложные отношения с начальством, напряженная ситуация в коллективе | Работа вразрез с жизненным призванием (работа не «по душе») |
Монотонный однообразный труд | Недостатки планирования времени и самоорганизации |
Отсутствие перспектив в плане карьерного роста и самовыражения | Осуществление работ в психологически «неэкологичном» режиме (необходимость производить махинации или что-то скрывать, мошенничество, постоянные обманы членов семьи, коллег, покупателей) |
Непрекращающиеся «дедлайны» | Несоблюдение режима труда и отдыха |
Подавление рабочих инициатив | Проблемы с мотивацией (отсутствие целей) |
Работа в тесном контакте с людьми | «Синдром отличника» (желание выполнить работу безукоризненно), из-за которого наступает перенапряжение и разочарование |
Постоянное повышение умственной нагрузки |
Среди каких работников чаще всего наблюдается профессиональное выгорание сотрудников
Важно! Сотрудники различных категорий, представители разных профессий испытывают различные уровни стресса. Отдельные виды деятельности предполагают постепенное профессиональное выгорание сотрудников, и время наступления данного недуга становится лишь вопросом времени и стрессоустойчивости конкретно взятого сотрудника.
Отмечено, что такая неприятность, как эмоциональное выгорание чаще всего встречается среди представителей профессий, тесно связанных с решением проблем других людей. К таковым относятся, в частности:
- работники МЧС;
- социальные работники;
- психологи и психотерапевты;
- учителя, преподаватели ВУЗов;
- медицинские работники.
Читайте также статью ⇒ «Фотография рабочего времени (что это, как с ней работать, пример, карта, образец)«.
Признаки того, что происходит профессиональное выгорание сотрудников
Позитивной реакцией на происходящее считается адекватная реакция на стрессовые ситуации и повышение эффективности в результате учета ошибок из предшествующего опыта. Однако, на практике сотрудник может испытывать на себе чересчур много негативных моментов, и такая «ноша» становится непосильной. Зачастую положение на работе усугубляется личностными факторами. Когда подобная ситуация затягивается, работник постепенно перестает показывать позитивную реакцию. Определить «перегоревшего» работника можно по следующим характерным чертам:
- быстрая утомляемость (в сравнении с предыдущими показателями или с другими работникам той же специальности);
- пессимистичный настрой, отсутствие настроения, признаки депрессивного состояния;
- приглушенность реакций или чрезмерная раздражительность;
- сложности в момент начала работы и смены видов деятельности;
- снижение самооценки;
- ухудшение отношений с членами коллектива;
- мигрень, нарушения сна, повышенное давление, проблемы с сосудами невралгии или с сердечным ритмом.
Читайте также статью ⇒ «Трудовая адаптация персонала«.
Профессиональное выгорание сотрудников: стадии
Специалисты выделяют 3 стадии эмоционального выгорания сотрудников:
Стадия расстройства | Характерные особенности |
Эмоциональный «лифт» | Характер эмоционального отношения к трудовым обязанностям постепенно меняется:
|
Одиночество среди людей | Внутреннее мироощущение прорывается наружу и становится заметным в профессиональной деятельности:
|
Болезнь души и тела | Душевное состояние отражается на соматическом здоровье:
|
10 советов, как предотвратить профессиональное выгорание сотрудников
Универсальных методов профилактики синдрома эмоционального выгорания не разработано в связи с тем, что недуг связан с личностными особенностями сотрудников. Однако, можно предпринять следующие меры, чтобы предотвратить возникновение подобных проблем:
- Выработать собственные методы расслабления, психологической защиты, эмоциональной разрядки, тем самым взяв ответственность за эмоциональное состояние на себя.
- «Сдавать себя в аренду» работодателю — не возвращаться домой с мыслями о работе, не принимать неприятности на рабочем месте близко к сердцу, думать о других аспектах своей жизни.
- Общаться с приятными и позитивно настроенными людьми, успешными коллегами, членами семьи.
- Чередовать время труда и отдыха, распределять рабочую нагрузку.
- Не оставаться равнодушным к состоянию собственного здоровья (позаботиться о хорошем сне, физической активности, здоровом питании).
- Стараться время от времени переключаться на другую работу.
- Позаботиться о положительном образе своего «я».
- Оставлять себе право на ошибки и осознать, что идеальным во всем быть невозможно.
- Научиться не взваливать все задачи на себя, а делегировать ответственность.
- Пересмотреть личностные и профессиональные цели (или поставить перед собой цель).
Читайте также статью ⇒ «Аудит персонала организации«.
Типичные ошибки
Ошибка: Работодатель полагает, что профессиональное выгорание сотрудников его предприятию не грозит поскольку работа подчиненных не связана с общением с людьми, решением социальных вопросов.
Комментарий: Синдром эмоционального выгорания может коснуться человека любой должности. Вероятность наступления недуга зависит от стрессоустойчивости конкретного сотрудника.
Ошибка: Владелец фирмы полагает, что сотрудники на руководящих должностях не подвержены синдрому эмоционального истощения.
Комментарий: Управленцы также могут пострадать от синдрома профессионального выгорания, как и рядовые сотрудники. Главным фактором в случае с руководителями становится достижение профессионального «потолка», а в случае с работниками — эмоциональное истощение.
Ответы на распространенные вопросы про профессиональное выгорание сотрудников
Вопрос №1: Является ли синдром эмоционального выгорания медицинским диагнозом, или это только термин, которым обозначают ухудшение производительности труда?
Ответ: Синдром профессионального выгорания (СЭВ) был открыт в 1974 году американским психологом Фрейденбергером. Сегодня данный синдром подтвержден медицинскими исследованиями и признан медицинским диагнозом.
Вопрос №2: Имеются ли статистические данные о том, работники какого типа личности наиболее подвержены профессиональному выгоранию?
Ответ: Сильнее всех рискуют стать жертвой синдрома эмоционального выгорания перфекционисты, поскольку они больше остальных напрягаются на работе, реагируют на мельчайшие недостатки и стараются выполнить работу безукоризненно. Кроме того, чаще СЭВ наблюдается у динамичных, эмоциональных и энергичных сотрудников. А вот основательные и педантичные работники справляются лучше.