Профилактика профессионального выгорания сотрудников

Автор статьи

Амина С.

5 минут на чтение
918 просмотров
Содержание Содержание

Требования к работе сотрудников регулярно ужесточаются под натиском финансовой нестабильности, современных рыночных отношений и растущей конкуренции. Испытывая постоянный стресс, работник в конечном итоге «выгорает» и перестает справляться с задачами. Разберемся, по каким причинам развивается профессиональное выгорание сотрудников, как избежать развития данного синдрома, и для каких категорий работников он особенно характерен.

Что такое профессиональное выгорание сотрудников

Синдром профессионального (эмоционального) выгорания трудящихся — это психологическая проблема, представляющая собой постепенное истощение энергии и появление равнодушия к выполнению трудовых обязанностей. При этом у сотрудника полностью пропадает желание трудиться и достигать каких-либо результатов, а привычные способы мотивации перестают оказывать на его благоприятное воздействие.

Согласно статистике, рассматриваемый синдром проявляет себя незначительно, и момент развития недуга заметить сложно. Но постепенное «выгорание» в итоге приводит к тяжелым последствиям, которые тяжело исправить. Причем ущерб наблюдается не только в плане упущения работодателем прибыли, снижения эффективности работы, плохого качества выполненных заданий, несоблюдения сроков выполнения работ и появления напряжения в коллективе, но и в плане эмоционального состояния трудящегося и даже появления психосоматических расстройств. В итоге можно потерять хорошего специалиста, который увольняется просто по причине того, что в какой-то момент не справился с «натиском» обстоятельств.

По каким причинам наблюдается профессиональное выгорание сотрудников

Основной причиной возникновения синдрома эмоционального истощения является повышенный уровень стресса, с которым не справляется сотрудника. Однако, данная причина приводится в действие явными и скрытыми факторами:

Явные причины возникновения СЭВ Опосредованные факторы
Сложные отношения с начальством, напряженная ситуация в коллективе Работа вразрез с жизненным призванием (работа не «по душе»)
Монотонный однообразный труд Недостатки планирования времени и самоорганизации
Отсутствие перспектив в плане карьерного роста и самовыражения Осуществление работ в психологически «неэкологичном» режиме (необходимость производить махинации или что-то скрывать, мошенничество, постоянные обманы членов семьи, коллег, покупателей)
Непрекращающиеся «дедлайны» Несоблюдение режима труда и отдыха
Подавление рабочих инициатив Проблемы с мотивацией (отсутствие целей)
Работа в тесном контакте с людьми «Синдром отличника» (желание выполнить работу безукоризненно), из-за которого наступает перенапряжение и разочарование
Постоянное повышение умственной нагрузки

Среди каких работников чаще всего наблюдается профессиональное выгорание сотрудников

Важно! Сотрудники различных категорий, представители разных профессий испытывают различные уровни стресса. Отдельные виды деятельности предполагают постепенное профессиональное выгорание сотрудников, и время наступления данного недуга становится лишь вопросом времени и стрессоустойчивости конкретно взятого сотрудника.

Отмечено, что такая неприятность, как эмоциональное выгорание чаще всего встречается среди представителей профессий, тесно связанных с решением проблем других людей. К таковым относятся, в частности:

  • работники МЧС;
  • социальные работники;
  • психологи и психотерапевты;
  • учителя, преподаватели ВУЗов;
  • медицинские работники.

Читайте также статью ⇒ «Фотография рабочего времени (что это, как с ней работать, пример, карта, образец)«.

Признаки того, что происходит профессиональное выгорание сотрудников

Позитивной реакцией на происходящее считается адекватная реакция на стрессовые ситуации и повышение эффективности в результате учета ошибок из предшествующего опыта. Однако, на практике сотрудник может испытывать на себе чересчур много негативных моментов, и такая «ноша» становится непосильной. Зачастую положение на работе усугубляется личностными факторами. Когда подобная ситуация затягивается, работник постепенно перестает показывать позитивную реакцию. Определить «перегоревшего» работника можно по следующим характерным чертам:

  • быстрая утомляемость (в сравнении с предыдущими показателями или с другими работникам той же специальности);
  • пессимистичный настрой, отсутствие настроения, признаки депрессивного состояния;
  • приглушенность реакций или чрезмерная раздражительность;
  • сложности в момент начала работы и смены видов деятельности;
  • снижение самооценки;
  • ухудшение отношений с членами коллектива;
  • мигрень, нарушения сна, повышенное давление, проблемы с сосудами невралгии или с сердечным ритмом.

Читайте также статью ⇒ «Трудовая адаптация персонала«.

Профессиональное выгорание сотрудников: стадии

Специалисты выделяют 3 стадии эмоционального выгорания сотрудников:

Стадия расстройства Характерные особенности
Эмоциональный «лифт» Характер эмоционального отношения к трудовым обязанностям постепенно меняется:

  • происходит нарастание внутренней неудовлетворенности, сотруднику хочется, чтобы его не трогали;
  • работник испытывает меньше эмоций, причем не только на рабочем месте, но и по возвращении домой;
  • сглаживается острота переживаний, исчезает ощущение новизны, на замену положительным эмоциям приходит ощущение пустоты, тогда как внешне ситуация остается прежней.
Одиночество среди людей Внутреннее мироощущение прорывается наружу и становится заметным в профессиональной деятельности:

  • наступает напряженное общение с членами коллектива, иногда возникает раздражительность;
  • работник начинает испытывать необъяснимую неприязнь к коллегам;
  • подчиненный допускает ошибки, которые ранее не допускал.
Болезнь души и тела Душевное состояние отражается на соматическом здоровье:

  • отмечаются психосоматическое расстройство;
  • пропадает «блеск в глазах» при сохраняемой внешней респектабельности;
  • эмоции притупляются, наблюдается равнодушие к работе, жизни, семье, значимые вещи обесцениваются.

10 советов, как предотвратить профессиональное выгорание сотрудников

Универсальных методов профилактики синдрома эмоционального выгорания не разработано в связи с тем, что недуг связан с личностными особенностями сотрудников. Однако, можно предпринять следующие меры, чтобы предотвратить возникновение подобных проблем:

  1. Выработать собственные методы расслабления, психологической защиты, эмоциональной разрядки, тем самым взяв ответственность за эмоциональное состояние на себя.
  2. «Сдавать себя в аренду» работодателю — не возвращаться домой с мыслями о работе, не принимать неприятности на рабочем месте близко к сердцу, думать о других аспектах своей жизни.
  3. Общаться с приятными и позитивно настроенными людьми, успешными коллегами, членами семьи.
  4. Чередовать время труда и отдыха, распределять рабочую нагрузку.
  5. Не оставаться равнодушным к состоянию собственного здоровья (позаботиться о хорошем сне, физической активности, здоровом питании).
  6. Стараться время от времени переключаться на другую работу.
  7. Позаботиться о положительном образе своего «я».
  8. Оставлять себе право на ошибки и осознать, что идеальным во всем быть невозможно.
  9. Научиться не взваливать все задачи на себя, а делегировать ответственность.
  10. Пересмотреть личностные и профессиональные цели (или поставить перед собой цель).

Читайте также статью ⇒ «Аудит персонала организации«.

Типичные ошибки

Ошибка: Работодатель полагает, что профессиональное выгорание сотрудников его предприятию не грозит поскольку работа подчиненных не связана с общением с людьми, решением социальных вопросов.

Комментарий: Синдром эмоционального выгорания может коснуться человека любой должности. Вероятность наступления недуга зависит от стрессоустойчивости конкретного сотрудника.

Ошибка: Владелец фирмы полагает, что сотрудники на руководящих должностях не подвержены синдрому эмоционального истощения.

Комментарий: Управленцы также могут пострадать от синдрома профессионального выгорания, как и рядовые сотрудники. Главным фактором в случае с руководителями становится достижение профессионального «потолка», а в случае с работниками — эмоциональное истощение.

Ответы на распространенные вопросы про профессиональное выгорание сотрудников

Вопрос №1: Является ли синдром эмоционального выгорания медицинским диагнозом, или это только термин, которым обозначают ухудшение производительности труда?

Ответ: Синдром профессионального выгорания (СЭВ) был открыт в 1974 году американским психологом Фрейденбергером. Сегодня данный синдром подтвержден медицинскими исследованиями и признан медицинским диагнозом.

Вопрос №2: Имеются ли статистические данные о том, работники какого типа личности наиболее подвержены профессиональному выгоранию?

Ответ: Сильнее всех рискуют стать жертвой синдрома эмоционального выгорания перфекционисты, поскольку они больше остальных напрягаются на работе, реагируют на мельчайшие недостатки и стараются выполнить работу безукоризненно. Кроме того, чаще СЭВ наблюдается у динамичных, эмоциональных и энергичных сотрудников. А вот основательные и педантичные работники справляются лучше.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи