ЭЦП функционирует только в пределах установленного срока. Срок действия может различаться в зависимости от того, для какой системы она предназначается. Средний срок, который можно пользоваться электронной подписью составляет 1 год с момента выдачи. Это исходит из соображений безопасности, так как ЭЦП содержит конфиденциальную информацию. Кроме того, срок эксплуатации связан также с длительностью эксплуатации ПО. В тот момент, когда срок действия заканчивается, пользователи ЭЦП задаются вопросом о продлении сертификата ЭЦП. Владельцу ЭЦП вновь придется проходить процедуру получения подписи с начала. Иными словами снова потребуется пройти такие этапы, как подача заявления и получение сертификата. В статье рассмотрим в каком порядке происходит продление ЭЦП и как это сделать самостоятельно, без обращения в удостоверяющий центр.
Срок действия ЭЦП
В отличие от обычной подписи, электронная имеет время действия, по окончании которого использование ЭЦП попросту невозможно. Связано это со следующими ограничениями:
- Программное обеспечение не позволяет сформировать подпись в документе;
- Если подпись поставить получится, то просрочка ЭЦП будет выявлена уже получателей. При этом он признает электронную подпись недействительной, а документ поддельным.
Срок, в течение которого действует электронная подпись равна одному календарному году. После этого необходимо перевыпустить сертификат ЭЦП. Такое правило устанавливает каждый удостоверяющий центр, он соответствует международной практике. Необходимо это для безопасности самого подписанта, а также иных участников документооборота. Кроме того, ограниченный срок позволяет удостовериться в том, что сертификат владельцем не утрачен и находится у него (Читайте также статью ⇒ https://online-buhuchet.ru/podpis-dlya-onlajn-kass/).
Что нужно сделать до продления ЭЦП
К процедуре продления ЭЦП стоит подготовиться заранее, задуматься об этом нужно хотя бы за месяц до окончания срока действия сертификата. Это важно, если требуется сдача отчетности по каналам связи. Система, как правило, предупреждает о том, что требуется продление подписи. Сообщение из центра поступает обычно за месяц до окончания срока действия ЭЦП.
Прежде чем приступить в продлению подписи самостоятельно, владельцу необходимо проверить следующее:
- Не истек ли срок действия ключей ЭЦП, не утерян ли сам ключ и не поврежден ли он;
- Есть ли действующая лицензия на программу;
- Не изменились ли параметры, которые содержит цифровая подпись, например, ФИО владельца, наименование компании, адрес и др. информация.
Важно! Если хотя бы одно из указанных условий не выполнено, самостоятельное продление ЭЦП невозможно. В этом случае обратиться нужно будет в удостоверяющий центр, который проконсультирует какие документы потребуется предоставить для продления подписи.
Продление ЭЦП
Продление ЭЦП производится до конца срока действия текущей электронной подписи. Порядок, по которому происходит перевыпуск ЭЦП законодательно устанавливается лишь в общих чертах. Как правило, порядок и нормы удостоверяющий центр устанавливает самостоятельно. Эти правила устанавливаются и относительно срока подачи заявки.
Удостоверяющие центры клиентов обязывают обращаться за продлением срока действия ЭЦП не позднее 20 дней до окончания срока действия. Обычно центры предлагают несколько способов решения вопроса по продлению ЭЦП. Одним из них является личное посещение центра. Также предусматривается возможность продления электронной подписи онлайн. Для владельца сертификата нужно будет выбрать только тот способ, который для него является более удобным (Читайте также статью ⇒ Как получить электронную подпись (ЭЦП)?).
Продление ЭЦП онлайн
Для того, чтоб самостоятельно продлить сертификат электронной подписи без личного посещения центра, владельцу ЭЦП нужно зайти на сайт удостоверяющего центра. После этого нужно войти в «Личный кабинет», для чего потребуется авторизоваться способом, предлагаемым на сайте. Для этого потребуется ввести логин, который может являться наименованием учреждения, номер договора с центром, налоговый код или иные данные, которые будут запрашиваться на сайте.
После этого вводится ключ аутентификации. Для этого нажимают кнопку «Место хранения» и при помощи функции «Обзор» нужно его найти и открыть.
После того, как владелец ЭЦП окажется на основной странице личного кабинета, зайти потребуется в раздел «Услуги». В этом разделе содержаться различные возможные действия с сертификатом ЭЦП. Возможно его продление или перевыпуск, блокировка, а также отзыв. В нашем случае подходит первое. После этого необходимо сформировать онлайн заявку и заполнить все необходимую информацию. Заполнять нужно аккуратно, исключая возможные ошибки или опечатки. Также заполнить потребуется все предложенные поля, иначе система попросту не примет заявку на продление. После заполнения нужна нажать на «Подтвердить». В ответ будет получено оповещение о том, что заявка принята. Заявке будет присвоен определенный номер. Несколько дней направленное заявление будет рассматриваться сотрудниками удостоверяющего центра. Занимает это обычно около двух-трех дней. По прошествии этого срока владельцу ЭЦП поступит уведомление о результате. Уведомление поступит на электронную почку, которую пользователь указал при регистрации.
Важно! Пользователь может отслеживать состояние своего заявления по присвоенному регистрационному номеру. Это можно сделать перейдя в раздел «Услуги» и выбрав «Проверку статуса заявки». Далее придется немного подождать.
Если вся информация заполнена верно и за продление сертификата оплачено, то придет уведомление о продлении ЭЦП, а также ссылка для установления новых сертификатов. Нажать нужно на кнопку «Сохранить» и на запрос куда указать папку-хранилище. Далее нажимаем «Подтвердить». После установки откроется окно «Сертификаты успешно установлены». О том, каким образом происходит продление ЭЦП при личном посещении центра, подробно расскажет сотрудник.
Документы, необходимые для продления ЭЦП
Для того, чтобы продлить срок действия ЭЦП нужно будет представить в центр документы, перечень которых меняется в зависимости от того, кто является владельцем сертификата.
Физическому лицу предоставить нужно будет:
- паспорт;
- СНИЛС;
- ИНН.
Для юридических лиц список документов более расширенный:
- заявление;
- свидетельство о постановке на учет;
- ИНН;
- паспорт владельца ЭЦП;
- СНИЛС владельца ЭЦП;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- решение о назначении руководителя.
Индивидуальным предпринимателям нужно будет подготовить:
- заявление;
- свидетельство ИП;
- паспорт;
- СНИЛС;
- ИНН;
- выписка из ЕГРИП.
Заключение
Для того, чтобы перерывов в работе в компании не возникало, позаботиться о продлении ЭЦП необходимо заранее. В соответствии с законом №63-ФЗ удостоверяющие центры должны в сертификате указывать срок окончания действия сертификата. Кроме того, во многих центрах предлагается услуга предупреждения клиентов о том, что срок действия сертификата заканчивается. Уведомление поступает как почтовая рассылка, в которой указывается дата, когда завершается срок действия электронной подписи. Для компаний такое оповещение облегчается тем, что для подготовки необходимых документов пользователю дают месяц.
Сроки, которые действуют ключи электронной подписи прописаны в законе №63-ФЗ. Однако порядок, по которому проходит продление подписи закон определяет только в общих чертах. Каждый удостоверяющий центр самостоятельно устанавливает правила, по которым происходит продление ЭЦП. Если требуется внеплановая замена ЭЦП, то новый сертификат могут выпустить только в определенных случаях:
- данные скомпрометированы, это означает, что пользователь не уверен в безопасности ключа и что он обеспечивает конфиденциальность;
- электронный ключ утерян, либо не функционирует должным образом;
- произошло изменение данных, которые были внесены в сертификат (к примеру, наименование компании или фамилия ИП).