Претензии к контрагенту: исковое заявление

Автор статьи

Амина С.

4 минуты на чтение
477 просмотров
Содержание Содержание

Если у индивидуального предпринимателя или организации имеются претензии к контрагенту, на которые тот не реагирует мирным путем, необходимо составить исковое заявление. К такому документу предъявляются особые требования, изложенные в положениях Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Претензии к контрагенту: требования к исковому заявлению

Требования к исковому заявлению, оформленному по причине наличия претензий к контрагенту, установлены статьей 125 АПК РФ. В том случае, если требования закона будут нарушены при подаче иска, судья может принять какое-либо из перечисленных ниже решений:

  • вернуть исковое заявление;
  • оставить исковое заявление без движения;
  • отказаться от рассмотрения иска.

В исковом заявлении должны быть указаны следующие сведения:

  • наименование арбитражного суда, в который поступает исковое заявление;
  • название организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя);
  • контактные данные (почтовый адрес, актуальные действующие номера телефонов, факс, адрес электронной почты);
  • название организации-контрагента (фамилии, имени, отчества ИП-контрагента), к которому имеются претензии и предъявляются исковые требования (также указывается почтовый адрес);
  • цена иска (в случае, если к контрагенту предъявляются имущественные требования);
  • подробный обоснованный расчет требуемой суммы денег;
  • суть требований в отношении контрагента (с приведением ссылок на законодательные и нормативные акты);
  • доказательства правоты истца;
  • информация о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора (в случае, если таковой предусмотрен договором или законом);
  • информация о применении обеспечительных мер до предъявления иска арбитражным судом.

Важно! Перед тем, как подавать исковое заявление в суд, компания обязана уведомить контрагента о предстоящем суде, направив ему копию иска. Копию следует отправить заказным письмом с уведомлением о вручении, после чего ксерокопия почтовой квитанции прикладывается к исковому заявлению в качестве подтверждения того, что истец соблюдал требования о предварительном оповещении ответчика.

Помимо квитанции об отправке письма, к исковому заявлению прикладываются:

  1. Документы, свидетельствующие о том, что лицо, подписавшее иск, обладает полномочиями для осуществления подобных действий (это может быть устав компании с приказом о назначении директора, свидетельство о регистрации — для ИП).
  2. Доверенность (в случае, если исковое заявление подает предприниматель или представитель компании-истца).
  3. Документы, доказывающие наличие оснований для предъявления изложенных в исковом заявлении требований к контрагенту (это могут быть письма, накладные, счета, акты, копии договоров).
  4. Квитанция об уплате госпошлины с отметкой банковского учреждения об исполнении платежного поручения.

Оставление искового заявления без рассмотрения (претензии к контрагенту)

Статья 148 АПК РФ содержит полный перечень оснований, по которым судья имеет право оставить иск без рассмотрения. Но, если такое решение было принято, это не означает, что организация или ИП не может устранить обстоятельства, по причине которых заявление осталось без рассмотрения, и подать иск снова. К примеру, суд, приняв исковое заявление изначально, в дальнейшем отказывает в его рассмотрении, если:

  • иск оказался не подписан (или на документе стоит подпись лица, не обладающего полномочиями на его подписание, либо должность подписавшего иск лица не установлена и т.д.);
  • ранее истец уже судился в организацией (ИП) — ответчиком, указанным в заявлении — по такому же вопросу;
  • в ходе заседания (до того, как арбитражный суд вынес решение) истец и ответчик сошлись во мнении о передаче спора в третейский суд;
  • суд в настоящее время уже занимается рассмотрением данного спора между организацией-истцом и ответчиком (при этом не имеет значения, кем было подано исковое заявление);
  • имеется решение истца и ответчика о передаче спора в третейский суд (при этом о подобном решении было заявлено до начала арбитражного заседания в арбитражном суде);
  • требования истца по закону должны быть рассмотрены в деле о банкротстве.

Оставление искового заявления без движения (претензии к контрагенту)

Судья не станет осуществлять какие-либо действия с исковым заявлением в случае, если истец нарушил требования закона в отношении формы документа. То же самое будет, если организация (индивидуальный предприниматель) не приложит к заявлению подтверждающие его правоту документы, либо если имеющихся бумаг недостаточно для доказательства правоты.

Согласно указаниям статьи 128 АПК РФ, судья должен обозначить срок, в течение которого истец может устранить допущенные нарушения и подать иск снова. Если период времени, выделенный на исправление ошибок, упущен, судья возвращает заявление и документы, которые были к нему приложены.

Важно! Исправить допущенные ошибки и собрать недостающие документы в срок, тем самым выполнив требование суда — в интересах компании-истца, поскольку в такой ситуации будет считаться, что иск принят на рассмотрение на дату первоначального поступления заявления в суд.

Читайте также статью ⇒ «Претензионное письмо о невыполнении условий договора«.

Возврат искового заявления (претензии к контрагенту)

Как уже было сказано, если нарушения при подаче искового заявления, обнаруженные судом при первоначальном рассмотрении иска, не были устранены в установленный срок, заявление и приложенные к нему бумаги возвращаются заявителю — будет отправлено письмо с вложением и разъяснениями по поводу причин возврата документов. Но возврат возможен и при других обстоятельствах:

  • если истец самостоятельно заявил о своем желании забрать исковое заявление до того, как судья получил возможность рассмотреть иск;
  • если исковое заявление было ошибочно подано не в тот суд, какой его необходимо было подать.

Важно! Если истец уверен в том, что исковое заявление было возвращено ему безосновательно, можно обжаловать возврат иска. В том случае, если заявитель окажется прав и выиграет спор, за день подачи заявления будет принята дата первоначального поступления документа в суд.

Читайте также статью ⇒ «Образец претензии по неустойке«.

Законодательные акты по теме

ст. 128 АПК РФ О времени на устранение нарушений при подаче искового заявления
ст. 148 АПК РФ Перечень оснований, по которым суд может оставить иск без рассмотрения

Типичные ошибки

Ошибка: Компания-истец и ее контрагент-ответчик приняли решение о передаче спора в третейский суд после того, как арбитражный суд вынес решение по делу.

Комментарий: Решение о передаче спора в третейский суд может быть принято только до начала арбитражного судебного разбирательство или в процессе рассмотрения дела судом, но до вынесения решения арбитрами.

Ошибка: Компания, изложившая свои претензии к контрагенту в исковом заявлении, полагает, что подать иск заново невозможно, если суд вернул заявление из-за допущенных при его подаче ошибок.

Комментарий: После того, как суд вернул исковое заявление с обоснованием причин его возврата, у истца имеется определенное время на исправление ошибок и сбор доказательств для повторной подачи заявления.

Ответы на распространенные вопросы о том, как предъявить претензии к контрагенту через суд

Вопрос №1: Может ли компания-истец повторно подать иск против ответчика-контрагента, если суд вернул исковое заявление, а имевшиеся ошибки не были исправлены в установленный судом срок?

Ответ: Да, исковое заявление можно будет подать еще раз. Однако, желательно соблюдать установленные судом сроки — тогда за день подачи заявления будет принята дата первоначального поступления документа в суд.

Вопрос №2: Можно ли обжаловать возврат искового заявления компании, имеющей претензии к контрагенту? Или следует исправить указанные в письме ошибки при подаче иска и подать его снова?

Ответ: Если заявитель уверен в том, что получил назад свое исковое заявление безосновательно, он вправе обжаловать возврат иска.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи