По общему правилу, определенному федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, сироты, не имеющие пригодного для проживания жилья, обеспечиваются им за счет средств государственного бюджета соответствующего субъекта федерации. Для этого они встают в очередь на получение бесплатной квартиры. По идее, сделать это им нужно сразу после наступления совершеннолетия, когда они выпускаются из детского дома.
Однако в жизни не все так просто
Главная проблема в том, что далеко не всегда сироты знают о своем праве на жилье от государства – администрация детского дома и другие социальные учреждения, бывает, не торопятся сообщить выпускникам об этой правовой норме. В результате сироты узнают о своем праве спустя годы, нередко даже случайно. В последнее время огромную помощь им в этом оказывают различные некоммерческие и благотворительные организации.
Но даже если сирота в курсе своих жилищных прав, это еще ничего не гарантирует. Часто бывает так, что он обращается в соответствующий орган с… устным заявлением, которое благодушно принимают, но которое, естественно, к делу не подошьешь. Другой вариант: сирота подает письменная заявление, все как положено, но не знает, что нужно иметь два экземпляра: на одном ставится входящий номер, и заявитель забирает бумагу с собой.
Не знающий о таких тонкостях сирота отдает единственный экземпляр в социальную службу и уходит. А бумага растворяется в недрах бюрократического аппарата, словно ее и не было. И доказать потом, что заявление подавалось, практически невозможно. В итоге вся ответственность как бы перекладывается на сирот, которым просто неоткуда было в свое время получить нужную информацию, кроме как от самих сотрудников соцслужбы.
Причем тут возраст 23 года?
Федеральный закон № 159-ФЗ в изначальной редакции определял, что правом на получение жилья от государства обладают сироты в возрасте до 23 лет. Лица старше этого возраста сохраняли такое право, только если к моменту достижения ими 23 лет уже стояли в очереди на получение жилья. Если ранее они в эту очередь не встали, им нужно было в суде доказывать, что это не случилось по серьезным, уважительным причинам.
Случаи, когда такие иски удовлетворяли, имели место, но чаще всего все происходило, как описано выше: неправильная подача заявления и потом невозможно доказать, что оно вообще подавалось. При этом причина «я не знал, что у меня есть такое право», конечно, уважительной судом не признается. В результате за бортом государственной жилищной поддержки оказались по всей стране десятки тысяч человек.
Ситуацию изменило к лучшему Постановление Правительства № 397 от 4 апреля 2019 года. Оно установило новый порядок формирования списков сирот, нуждающихся в жилье. Теперь сироты старше 23 лет должны включаться в очередь на получение жилья независимо от того, по какой причине они не встали туда раньше. Необходимость судебного доказывания уважительности такой причины формально отпала.
Но все опять не так просто
Во-первых, несмотря на то, что со дня издания правительственного постановления прошло уже полтора года, в некоторых регионах и муниципалитетах по-прежнему на практике применяют старый, привычный порядок и заставляют сирот обращаться в суд и там доказывать свои права. А суды по той же инерции требуют уважительных причин. Конечно, отказные решения обжалуются и отменяются, но это время, нервы, деньги.
А во-вторых, даже попадание в заветный список не гарантирует получение жилья. В некоторых регионах квартиру ждут двадцать, а то и тридцать с лишним лет – не хватает денег, порядок покупки регионом жилья очень сложный, а другие ведомства не спешат делиться лишними квартирами. Некоторые сироты, отчаявшись, подают в суд, тот встает на их сторону, и во исполнение решения суда им жилье предоставляют вне очереди, что автоматически отодвигает остальных претендентов к концу списка-очереди.