Разрешение налоговых споров, как правило, осуществляется в соответствии с основными правилами налоговым и процессуальным законом, призвано производить защиту права юр. лиц и граждан, восстанавливать нарушенные права или уставить право действий и решения инспекций Федеральной Налоговой Службы.
Кто может обжаловать решения
Законом подачи положения либо претензии в воздействия и принимаемые ненормативные акты (в том числе постановления) налоговых организаций в основе статьи 137 и абз. 1п.1 ст.139.2 Налогового кодекса Российской Федерации обладают следующие личности:
- Граждан (физ. лицо и хозяйствующие субъекты, исполняющие собственную работу в отсутствии создания адвокатского лица, т.е индивидуальный предприниматель);
- Организация;
- Представители, если есть наличие достаточных полномочий (доверенности, документы юридические).
Другими словами, разные лица, которые предполагают свои права нарушенными вследствие налоговых актов, или действий их должностных лиц, имеют полное право их оспорить в соответствующем порядке, который определяется законодательством.
А если акт налоговой инспекции носит характер нормативного документа, то обжалование с кодексом административного судопроизводства может быть осуществлен, либо лицами, у которых акт непосредственно принят, или участников правоотношений, которые регламентируют акт.
Читайте также статью ⇒ Порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке.
Куда обращаться с жалобой
При выборе органа, необходимо компетентно осуществлять разрешение налогового спора в конкретных случаях, нужно придерживаться по основным правилам:
- Налоговой спор предполагает досудебный порядок, и поэтому первым этапом нужно оспорить, для этого необходимо обратиться в налоговую инспекцию;
- Если в случаи непринятия налоговой службы решение по жалобе в установленный законодательным срок, заявитель имеет право на обращение в суд;
- Если решение налогового спора следует в области предпринимательской работы или касается другой финансовой работы, налогоплательщику в таком случаи нужно обратиться в арбитражный суд;
- Налоговые споры, не затрагивающие предпринимателей, принадлежат рассмотрению в судах.
Документы на обжалование
В зависимости от органа, в который направят документ на обжалование, и особенность процедур, ее наименование и содержание регулируют различными нормами права:
- Жалобы направляют вышестоящую налоговою инспекцию, если оспариваются действия или бездействия налогоплательщиков или их решение, уже вступило в законную силу;
- Апелляция должна быть составлена и подана по правилам;
- Заявление действий или решение не законным возможно будет направлено в арбитражный суд;
- В суд обжалование действий налоговой инспекции осуществляют в форме административного искового заявления;
Не зависит от вида документа, бланк должен содержать полную информацию о заявителе, все обстоятельства дела, реквизиты оспариваемого документа, аргументы и доводы заявителя, и так же перечень подтверждающих доводов и требования документа и иных доказательств.
Принятие документа об оспаривании
Когда подается жалоба или апелляция на жалобу, для ее принятия действуют правила:
- Решение должно быть принято в пятидневный срок со дня получения ее вышестоящей налоговой инспекции;
- Отказ в принятии оспаривания может последовать по основаниям;
- Отказ должен быть направлен заявителю по истечению трех дней;
- Установление документа об оспаривании без рассмотрения не лишает заявителя устранить все указанные в отказе нарушения, и направить повторно жалобу в тот же орган, чтобы разрешить спор по существу;
Эти правила принятия обжалования устанавливаются кодексом арбитражного суда.
Решение налоговых споров в суде
После принятия заявления на обжаловании к производству суд переходит к рассмотрению спора по существу. Все зависит от того, какому судебному органу подведомствен конфликт, правила его рассмотрения имеют особенности:
Критерии | Арбитражный суд | Общий суд юрисдикции |
Сроки рассмотрения | Три месяца; | Один месяц,Верховный суд; |
Время доказывания | Налоговая инспекция доказывает законность принятого акта или факты бездействия; | |
Публикация решения | Не регламентируется законодательством; | Возможно, будет призвано судом обязательным; |
Предел рассмотрения | Суд не связан с доводами сторон, проверяют акт или действие на предмет закона в полном объеме; | |
Состав судейский | Рассматривают судей единолично; | В составе коллегии из трех человек или единолично по правилам; |
Самый важный вопрос, который требует пояснения при судебном разрешении налоговых споров – подсудность. При всем при этом следует знать, что вид налогового спора не имеет значения при определении суда, в который следует направить исковое заявление.
Характеристики, по которым можно определять подсудность налогового конфликта:
- Если спор носит экономический характер или возник из предпринимательской работы (ИП), то рассмотрение его производиться арбитражным судом.
- Если стороной разбирательства в области налогообложения является гражданин, то дело разбирается судом юрисдикции.
За подачу иска оплачивается госпошлина:
- Граждане- 300 рублей.
- Организации – 2.000 рублей.
Нужно обратить внимание, что досудебные обжалования по фискальным спорам считаются обязательным.
Особенности рассмотрения налоговых споров в ФНС
Порядок разрешения всех споров в органах Федеральной Налоговой Службы отличается от судебного разрешения и имеет свои особенности. Вышестоящая налоговая инспекция рассматривает обжалование действий и актов нижестоящей инспекции по определенным правилам:
- Рассмотрение жалобы может, происходит без заявителя;
- Лица, которые направили жалобу, имеют полное право предоставить дополнительное доказательства;
- Предел рассмотрения спора чаще всего ограничиваются доводами, присутствующими в жалобе, доказательствами заявителя, представленными в налоговый орган;
- Участие заявителя, возможно, будет обязательным, если вдруг между материалами дела, имеются противоречия;
- Уведомление налогоплательщика, как правило, осуществляется руководителем или замом руководителя рассматривающего эту жалобу органа и должно содержать дату, место, время рассмотрения жалобы по существу;
- Срок на рассмотрения жалобы составляет пятнадцать дней;
- Если вдруг обжалуется решение о привлечении к ответственности, то уже срок составляет один месяц;
- Только в исключительных случаях срок рассмотрения, возможно, будет продлен однократно, но не более чем в 2 раза.
Итоги разрешения налоговых споров
Компетенция органа, которая рассматривает спор, определяется различными нормами законодательства:
- Часть 2 ст. 227 КАС
- Часть 2 и часть 3 ст.201 АПК
- Пункт 3 ст.140 НК
При этом указанные нормы должны закрепить в идентичную компетенцию органов. И так по результатам рассмотрения, возможно, будут внесены следующие решения:
- Отказ в удовлетворении требования заявителя;
- Действия незаконные и восстановления нарушенных такими действиями прав;
- Решение о признании незаконно подлежащим отмене.
Вышестоящий орган Федеральной Налоговой Службы, может принять решение, которым первоначально акт отменяется в какой-нибудь части или в полном объеме, по делу применяют новое дело.
Читайте также статью ⇒ Как написать жалобу в налоговый орган через интернет.
Подведем итог
Подытожим вышесказанное, остановимся на нескольких ключевых моментах, связанные с процедурой разрешения конфликтов:
- Законодательная база, которая применяется при решении налоговых разрешений, достаточно большая, поэтому ограничиться нормативными рамками НК бессмысленно;
- Досудебный порядок разрешения налогового конфликта считается не только обязательным, но и целесообразным т.к:
- Госпошлину не нужно оплачивать;
- Не доставляет затруднения в оформлении;
- Имеет сжатый срок рассмотрения вопросов и исполнения решений по жалобе;
- Решение спора в некоторых случаях эффективней, хоть и невозможно без досудебных процедур. Особое внимание стоит уделить правильно, определить тот судебный орган, который будет рассматривать ваше дело.
Налоговые споры достаточно разнообразны, могут быть разрешены в досудебном порядке, так же и в суде. Все зависит от субъектов спора и характера правоотношений, порядок разрешения спорной ситуаций будет различаться.