Раскроем типовые ошибки в бухгалтерском учете и места, на которые стоит обратить особое внимание бухгалтеру. Если предприятие имеет большой оборот и за день через бухгалтеров проходят сотни различных операций, то неминуемо это приводит к ошибкам, неточностям и проблемам в учете, которые со временем накапливаются, и могут стать источником больших проблем. Бухгалтерский учет компании – это взаимосвязь множества операций из различных участков финансового учета, которые должны вестись своевременно по всем законодательным правилам, тем не менее, зачастую в этом сложном процессе возникают ошибки.
Ошибки в бухгалтерском учете. Законодательство
Исправление ошибок в учете регламентирует Положение о бухгалтерском учете 22/2010 (Приказ Минфина от 28.06.2010 №63н). Данное положение устанавливает правила исправления ошибок и раскрытие информации об ошибках.
Про различные виды ответственности (вплоть до уголовной) бухгалтера читайте статью «Ответственность бухгалтера».
Причины возникновения ошибок в бухгалтерском учете
Можно выделить следующие причины из-за которых возникают ошибки в бухучете (в соответствии с ПБУ 22/2010):
Непреднамеренные:
- неправильное использование учетной политики на предприятии;
- неточности в вычислениях в отчетных документах;
- ошибочная оценка фактов хозяйственной деятельности;
- ошибочное использование информации;
Преднамеренные:
- недобросовестные действия должностных лиц.
Наиболее часто встречающиеся ошибки в бухгалтерском учете
Наиболее распространенные ошибки в бухгалтерском учете:
- ошибки при документировании операций (возникают, когда операция отражается в учете без наличия первичных документов);
- ошибки в периоде отражения; появляются, когда операция была в одном периоде, а отражена в другом;
- ошибки в корреспонденции счетов, вызванные в составлении неправильных проводок;
- ошибки в оценке (ошибка в оценке первоначальной, фактической стоимости объектов);
- ошибка в представлении информации в отчетности.
Ошибки в бухгалтерском учете. Что необходимо тщательно перепроверить?
- Первичный документооборот – это святая святых любой бухгалтерии. Именно в оформлении первичных документов кроется большой подводный камень, на который проверяющие службы обращают свое внимание в первую очередь. Наличие печатей и подписей, правильные реквизиты, даты, корректные суммы и выделенные налоги – есть целый ряд требований к оформлению первичной документации. Из-за невнимательности бухгалтеров часто важные моменты упускаются из вида, что приводит к формированию некорректной отчетности.
- Налогооблагаемая база – это второй по значимости тонкий момент учета. Для проверяющих органов налог на прибыль и его величина является очень важным показателем, так как из-за больших сумм налога именно на нем чаще всего пытаются сэкономить руководители и бухгалтера компании, искусственно завышая расходы или уменьшая расходы. Поэтому проверке обычно подвергаются все документы, подтверждающие расходную и доходную части, а также проверяется целесообразность их отнесения к тому или иному пункту. Именно поэтому необходимо очень тщательно перепроверять документы, формирующие налогооблагаемую базу, если вы не хотите проблем с налоговой.
- Подоходный налог – также важнейший момент для любого проверяющего. Существует целый ряд правил и временных ограничений, когда должен уплачиваться подоходный налог, и любая временная просрочка или неверная рассчитанная сумма может привести к выписке штрафов и пенни.
- Отчетность – окончательный этап работы за период, в котором содержатся все данные о текущей работе предприятия. Сопоставив отчетность с базой первичных документов и других сводных отчетов, любой грамотный специалист может получить информацию о правильности расчетов и начислений, проводимых бухгалтерией.