При несогласии с решением налогового органа по отношению к любой организации, его можно обжаловать. Первоначально обжаловать нужно в управлении налоговой службы, то есть в УФНС, а только затем обращаться в суд. Минуя управление и напрямую обращаться в суд нельзя. Если региональное УФНС не удовлетворит требования организации, то обжаловать решение можно в суде. Например, ИФНС не по просьбе организации отказывается проводить сверку расчетов, либо требует предоставить документы, которые организация по законодательству представлять не обязана.
Как оформить жалобу в УФНС
Жалоба составляется в письменном виде. В ней указывается та налоговая, действия которой хочет обжаловать организация, информация по заявителю, а также причина жалобы с требованиями. Направить жалобу можно несколькими способами, включая электронную форму по ТКС или «Личный кабинет» на сайте налоговой. Причем жалоба подается в тот налоговый орган, которая и принимала обжалуемое решение. А уже налоговый орган обязан в трехдневный срок передать жалобу в региональное УФНС. Подать жалобу в УФНС можно не позднее 1 года с момента нарушения прав организации, то есть с того дня, как организация узнала об этом (Читайте также статью ⇒ Как проходит выездная налоговая проверка ООО).
Срок рассмотрения жалобы УФНС
УФНС обязано рассмотреть жалобу в 15-дневный срок с момента ее получения.
Если нужно, то руководство управления вправе этот срок продлить еще на 15 дней, но не более. После рассмотрения жалобы организации, управление выносит одно из решений:
- Не удовлетворять жалобу;
- Отменить решение налоговой;
- Действия налоговой признать незаконными, вынести другое решение
Обжалование решения налогового органа в суде
Если результат проверки жалобы в региональном управлении ФНС организацию не устраивают, то она может обратиться в суд. Для обращения составляется исковое заявление, которое затем подается в арбитражный суд по местонахождению налоговой (Читайте также статью ⇒ Камеральная проверка ИП на УСН, ЕНВД, ПСН и после его закрытия).
Подать исковое заявления организация вправе и в виде электронного документа в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ №252 от 28.12.2016г.
Срок подачи искового заявления
Срок подачи иска составляет три месяца с момента извещения решения по жалобе в УФНС. Даже если срок подачи заявления организация пропустила, подать его она все же может. Но тогда помимо искового заявления, ей нужно будет одновременно подать просьбу о восстановлении срока подачи.
Срок рассмотрения искового заявления судом
На рассмотрение искового заявления, предоставленного в отношении ИФНС, судебные органы затрачивают до двух месяцев. После рассмотрения заявления судебные органы выносят одно из решений:
- Действия ИФНС признать незаконными, обязать ИФНС устранить нарушение;
- Полный отказ удовлетворения требований организации;
- Частичный отказ удовлетворения требований организации.
Решение суд выдает организации, которая подала исковое заявление, а его копию передается в указанную налоговую в срок до 5 дней. Дополнительно копию решения суд может направить и в региональное управление ФНС.
Как составить исковое заявление
На результат рассмотрения искового заявления судебными органами зависит в первую очередь от того, насколько точно оно будет отражать указанные сведения. Поэтому к составлению заявления нужно подойти основательно.
Разберем подробно какую информацию должно содержать исковое заявление:
- Наименование арбитражного суда, куда организация подает иск;
- Полное наименование организации, которая подает заявление. Здесь указываются все реквизиты юрлица, данные руководителя, адрес организации;
- В тексте заявления указывается наименование ИФНС, а также номер и результат вынесенного им решения, для обжалования которого организация обратилась в суд. Кроме того необходимо указать наименование регионального управления ФНС, в которое организация обращалась с жалобой, а также номер и результат вынесенного им решения;
- Организации следует выразить свое несогласие с решением налоговых органов, а также привести доказательства по этому поводу;
- Перечень прикладываемых документов.
Подписывает заявление руководитель организации. К исковому заявлению также прикладываются документы, необходимые для рассмотрения жалобы. К таким документам относят следующие:
- Платежное поручение на уплату госпошлины;
- Уведомление о вручении копии искового заявления и приложенных к нему документов инспекции, на которую организация подает жалобу;
- Копию свидетельства о государственной регистрации организации;
- Выписка из ЕГРЮЛ, либо из ЕРГИП;
- Копию решения налоговой инспекции о привлечении организации к налоговой ответственности;
- Копию жалобы в региональное УФНС;
- Копию решения УФНС об отказе в удовлетворении жалобы;
- Копии документов, подтверждающих основательность жалобы организации.
В заявлении организация вправе приводить ссылки на законодательные акты, в этом случае можно также приложить копии таких актов.