В Законе «О рекламе» закреплено понятие «социальная реклама». На такие объявления распространители обязаны выделять до 5% рекламной площади. Это касается теле- и радиопрограмм, печатных изданий, уличных рекламных конструкций и интернет-сайтов с посещаемостью более 100 000 в день.
Владельцы сетевых изданий и онлайн-платформ, с объемом аудитории более 100 000 в день, должны предоставить уполномоченной организации возможность проведения исследования (социального). Для этого владельцы таких информационных ресурсов должны установить специальную программу для исследования объема аудитории и предоставлять данные для анализа.
Кроме того, по действующему законодательству такие организации должны направлять оператору соцрекламы сведения об объемах, способах, формах и средствах распространения рекламы на их ресурсах. Они обязаны заключать с оператором соцрекламы договор на бесплатное распространение такой рекламы.
Федеральный закон от 17.02.2024 № 32-ФЗ внес изменения в КоАП, повысив размеры штрафов для распространителей рекламы в Интернет до 1 000 000 рублей.
Дополнительно введена ответственность:
- за неисполнение рекламораспространителем обязанности по уведомлению оператора социальной рекламы о предоставлении оператору рекламной системы на основании договора на распространение социальной рекламы в сети Интернет;
- за неисполнение обязанностей по размещению рекламы владельцем информационного ресурса, с объем аудитории, подлежащей исследованию.
Максимальный размер штрафа составит до одного миллиона рублей.
Закон вступил в силу с 17 февраля 2024 года
Размеры штрафов
Владельцы крупных онлайн платформ, информресурсов и сайтов могут быть оштрафованы не только за отказ размешать социальную рекламу, но и за непредоставление оператору социальной рекламы доступа к своему ресурсу с целью анализа аудитории сайта.
Штрафы установлены в двух статьях КоАП:
- 13.40.1 «Неисполнение обязанностей владельцем информационного ресурса, объем аудитории которого подлежит исследованию»;
- 4.3 КоАП «Нарушение законодательства о рекламе».
Штраф можно получить за:
- непредоставление доступа к оценке аудитории информресурса (ст.13.40.1. КоАП);
- несоблюдение порядка предоставления сведений по исследованию аудитории (ст.13.40.1. КоАП);
- непередачу оператору соцрекламы сведений об объемах, способах, формах и средствах распространения рекламы либо направление сведений с несоблюдением установленных требований к ним, в том числе по срокам (ст. 14.3 КоАП);
- незаключение с оператором социальной рекламы договора на распространение рекламы в сети Интернет (ст. 14.3 КоАП);
- неуведомление оператора соцрекламы о возможности распространять рекламу на информресурсе (ст. 14.3 КоАП).
За каждое их этих нарушений установлены идентичные штрафы:
- на граждан в размере от 10 000 до 30 000 рублей;
- на должностных лиц — от 30 000 до 100 000 рублей;
- на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.
Повторное совершение правонарушения влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 30 000 до 100 000 рублей;
- на должностных лиц — от 100 000 до 200 000 рублей;
- на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 рублей.