Налогообложение франчайзинга

Автор статьи

Амина С.

3 минуты на чтение
5 373 просмотров
Содержание Содержание

Франчайзинг пришел в Россию в середине 2000-х и в течение последних 15-ти лет активно используется предпринимателями как эффективный инструмент успешного старта бизнеса. В статье разберем правовые стороны франчайзинга в рамках договора коммерческой концессии, а также рассмотрим налогообложение франчайзинга у пользователя франшизы.

Понятие франчайзинга

Франчайзинг – правоотношения между коммерческими субъектами, в рамках которых одна сторона (франчайзер или правообладатель) передает второй стороне (франчайзи или пользователю) право деятельности под собственной торговой маркой.

Франчайзер обязуется обеспечить пользователя бизнес-моделью, технологией, сырьем и материалами. Пользователь в свою очередь обязуется вносить установленную плату (роялти и паушальный взнос), а также выполнять условия пользования франшизой.

Правовое регулирование франчайзинга в РФ

Понятие франчайзинга в российском правовом законодательстве отсутствует. В то же время глава 54 ГК РФ регулирует взаимоотношения в рамках договора коммерческой концессии, который по своей правовой сути является аналогом понятия франчайзинга в России.

Основанием для заключения правоотношений между правообладателем и пользователем франшизы является договор франчайзинга (или коммерческой концессии).

Договор заключается в письменной форме, с учетом требований, установленных ст. 1027 ГК РФ.  Предметом договора выступает передача франшизы, а именно:

  • комплекса исключительных прав на товарный знак, торговую марку;
  • права на использование ноу-хау и секретов производства.

Помимо передачи права на использования торговой марки, договор франчайзинга, как правило, предусматривает обеспечение пользователя необходимыми материалами и сырьем, а также документами, которые необходимы для реализации и внедрения бизнес-идеи. В большинстве случаев в рамках договора коммерческой концессии франчайзер предоставляет пользователю всевозможные консультации, касающиеся особенностей ведения бизнеса, а также организовывает обучение сотрудников.

Договор франчайзинга подлежит обязательной государственной регистрации в Роспатенте. В противном случае соглашение коммерческой концессии признается недействительным.

Читайте также статью ⇒ «Регистрация договора аренды земельного участка в Росреестре».

Обязанности сторон по договору франчайзинга

В рамках договора коммерческой концессии стороны выполняют требования, установленные ст. 1031 – 1032 ГК РФ. Обязанности франчайзера и франчайзи рассмотрим в таблице ниже:

№ п/п Обязанности франчайзера (правообладателя) Обязанности франчайзи (пользователя)
1 Предоставление пользователю документации (отчеты, бизнес-планы, калькуляции, т.п.), необходимой для осуществления деятельности Обеспечение конфиденциальности предоставленной информации, неразглашение ноу-хау и секретов производства
2 Консультация пользователя (ответственных сотрудников компании, руководства) в вопросах, касающихся осуществления прав пользования франшизой Четкое соблюдение инструкций и рекомендаций правообладателя в части оказания услуг (работ) в целях полного соответствия стандартам франшизы
3 Госрегистрация договора франчайзинга в Роспатенте Предоставление покупателям (заказчикам) любые виды дополнительный услуг, на которые они могли бы рассчитывать при приобретении товаров (услуг) непосредственно у правообладателя
4 Контроль качества работ (услуг), реализуемых пользователем, на предмет соответствия стандартам франшизы Обеспечение строгого соответствие качества производимых товаров (услуг, работ) требованиям, установленных договором франчайзинга

Согласно ГК РФ, пользователем франшизы могут выступать как организации, так и физлица, зарегистрированные в форме ИП.

Налогообложение франчайзинга у пользователя франшизы

Порядок налогообложения доходов в рамках договора коммерческой концессии зависит от системы налогообложения, применяемого пользователем франшизы. Ниже рассмотрим механизм расчета налогов франчайзинга на УСН и ОСНО.

Франшиза на «упрощенке»

Франчайзинг имеет широкую популярность среди начинающих бизнесменом. Объясняется это просто: по договору коммерческой концессии предприниматель получает готовый работающий бизнес с активными клиентами. Затраты на раскрутку торговой марки, рекламу, поиск клиентов практически сведены к нулю.

В случае если пользователем исключительных прав выступает ИП на УСН, то при учете дохода в целях налогообложения предприниматель руководствуется общим порядок применения налогового режима.

ИП на УСН «Доходы 6%» при расчете налогооблагаемой базы учитывает общую сумму доходов от товаров (работ, услуг), выпущенных под торговой маркой франчайзера и реализованных правообладателем в соответствие с условиями договора франшизы.

Если франчайзи является предприниматель на УСН «Доходы минус расходы 15%», то при определении налогооблагаемой базы ИП учитывает расходы в соответствие с требованиями НК РФ, а именно:

  • расходы включены в перечень, утвержденный п. 1 ст. 346.16 НК РФ;
  • затраты коммерчески обоснованы и экономически оправданы;
  • расходы фактически оплачены (п. 2 ст. 346.19 НК РФ);
  • у предпринимателя имеются документы, подтверждающие факт совершения операций и сумму понесенных затрат.

Основной статьей расходов пользователя франшизы является паушальный взнос — сумма, уплачиваемая франчайзеру за пользование исключительными правами. Так как данные расходы не включены в перечень п. 1 ст. 346.16 НК РФ, ИП на УСН не может включить их в расчет налогооблагаемой базы.

Что касается затрат на консультационные услуги франчайзера, то они, как правило, включены в договор франшизы, а значит не могут уменьшить базу налога УСН.

Аналогичное правило действует в отношении расходов на регистрацию договора коммерческой концессии в Роспатенте. Если стороны договорились, что регистрацией договора занимается пользователь (и данный факт зафиксирован в соглашении), то расходы не оплату госпошлины в расчет налогооблагаемой базы УСН не включаются.

Читайте также статью ⇒ «Налогообложение договора долевого участия».

Налог на прибыль по договору франчайзинга

Если пользователь франшизы применяет ОСНО, то при расчете налогооблагаемой базы налога на прибыль он может учесть следующие расходы:

  1. Паушальный взнос (единоразовый платеж). Затраты франчайзи в части уплаты вознаграждения франчайзеру за пользование исключительными правами включаются в состав прочих расходов. Согласно абз. 1 п. 1 ст. 272 НК РФ, паушальный взнос включается в расходы пропорционально сроку действия договора. Если договор франшизы является бессрочным, то срок использования исключительных прав пользователь определяет самостоятельно, руководствуясь п. 4 ст. 1235 ГК РФ. В общем порядке, расходы на паушальный взнос при бессрочном договоре распределяются пропорционально на период, равный 5-ти годам (письмо Минфина №03-03-06/2/13 от 29.01.2010 года).
  2. Роялти (ежемесячные платежи). Аналогично затратам на паушальный взнос, расходы франчайзи на роялти относятся к прочим расходам и включаются в расчет налогооблагаемой базы налога на прибыль в соответствие с периодом, к которому они относятся.
  3. Госпошлина при регистрации договора франшизы. Если согласно договору ответственность на госрегистрацию договора возложена на франчайзи, то в соответствие с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, сумма затрат включается в прочие расходы в момент уплаты госпошлины.

Рассмотрим пример. 01.01.2024 года между АО «Магнат» (франчайзер) и ООО «Сфера» (пользователь) заключен договор, согласно которому:

  • размер паушального взноса составляет 1.350.000 руб.;
  • размер роялти – 20.880 руб./мес.;
  • оплату за госрегистрацию договора в Роспатете осуществляет пользователь.

Срок действия договора – 4 года.

Паушальный взнос и сумма роялти за январь 2024 года уплачены пользователем 23.01.2024 года.

28.01.2024 года договор зарегистрирован в Роспатенте, в связи с чем ООО «Сфера» оплачена госпошлина в размере 1.000 руб.

По итогам января 2024 года «Сфера» вправе уменьшить налогооблагаемую базу на:

  • сумму роялти за январь – 20.880 руб.;
  • паушальный взнос, рассчитанный пропорционально сроку действия договора – 125 руб. (1.350.000 руб. / 48 мес.);
  • госпошлину за регистрацию договора – 1.000 руб.

Общая сумма расходов по договору франчайзинга составила 50.005 руб.

Читайте также статью ⇒ «Аренда оборудования у физического лица: оформление, налогообложение, страховые взносы».

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи