В начале осени в Госдуму поступил проект закона № 1027743-7 “О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2024 и 2024 годов”.
Как правило, среди приложений документа рассматриваются ключевые направления политики в сфере налогообложения на ближайшие несколько лет. В разделе о структурной трансформации налоговой политики содержится пункт о возможном увеличении информационных взаимодействий между налоговыми органами и Банком России в рамках банковского и налогового надзора.
Насколько это актуально?
На самом деле, все данные обо всех действиях граждан со своими счетами и электронными кошельками, налоговая получает в течении трех дней. Вся эта информация отображается в “электронном кабинете налогоплательщика”.
Подобный способ информационного взаимодействия существует с 2014 года. В случае, если инспекция считает имеющиеся сведения недостаточными, в любой момент может затребовать информацию о движении средств с любого счета, а также справку о неизвестных налоговым органам счетах налогоплательщика — при этом совершенно неважно, идет ли речь о физическом или юридическом лице.
Единственное, что налоговики не видят в реальном времени — это информацию о действующие счетах, открытых ранее 2014 года, соответственно, и о транзакциях по ним. Однако, напомним, что банки обязаны предоставить эту информацию по первому требованию налоговой.
Примечательно, что движения средств по счетам коммерческих фирм и индивидуальных предпринимателей постоянно отслеживаются — в рамках регулярных проверок.
Чего ждать от “расширения взаимодействия”?
По всей вероятности, обновленные положения налоговой политики предоставят налоговикам право беспрепятственно получать любые сведения о любых счетах, в том числе обо всех транзакциях и поступлениях на счета, в т.ч. и физических лиц.
Вместе с тем, это колоссальный объем информации, который, скорее всего, было бы нерационально выгружать из банковских баз данных в налоговые. По всей вероятности, инспекции получат удаленный доступ к таким сведениям. Вероятно, по этой причине в качестве звена в этом взаимодействии появляется Центробанк — для централизации всех информационных баз.
Кроме того, не так и сложно предоставить эти доступы законодательно, а вот их техническая реализация на практике — более сложный вопрос. Для подобных изменений необходимо внесение соответствующих поправок в Налоговый кодекс РФ, которые, по всей видимости, появятся как только будет найдено техническое решение.
Чем это грозит обычным гражданам?
В результате “все обложат налогом”. Под ударом окажутся все физические лица, имеющие какие-либо поступления на счет, кроме официальной оплаты труда и дивидендов.
Получение дохода от сданной в аренду недвижимости, продажа вязаных шапочек через Instagram, подработка без официального трудоустройства и так далее — все это моментально увидит налоговая. После чего, скорее всего, появится дополнительное полномочие, позволяющее автоматически начислять налоги гражданам.
Что делать?
Чтобы избежать ненужных сложностей, придется соблюдать некоторые правила:
- Во-первых, все переводы, являющиеся подарком или возвратом долга, должны сопровождаться поясняющими сообщениями к переводу. Они должны быть разовыми. В противном случае, налоговая сможет усмотреть в них, например, оплату услуг.
- Во-вторых, следует помнить, что не облагаются налогом только подарки физлицу от другого физлица. Если подарок получен от юридического лица, то под налогообложение не попадает только сумма в 4 тысячи рублей в год. Более подробно можно узнать об этом в статье 217 Налогового кодекса РФ.
- В-третьих, не пользоваться личными банковскими картами и электронными кошельками в бизнес-целях.
Можно зарегистрироваться как самозанятый гражданин, или, наоборот, переводить все расчеты в наличные деньги. Возвращать долг также стоит наличными. Особенно, если возврат происходит частями. Любые коллективные сборы, например, на день рождение подруге, тоже лучше осуществлять в наличных деньгах. Перед тем, как разрешить кому-то перевести деньги на вашу карту, обдумайте возможные личные неудобства.