Назначение деятельности казенных учреждений состоит в осуществлении функций, возложенных государственными органами. Учреждения оказывают услуги, производят работы в интересах государства или муниципалитета с финансированием за счет соответствующего бюджета. Организации создаются для реализации некоммерческих функций по обслуживанию населения. В статье расскажем про налог на прибыль в казенных учреждениях, рассмотрим порядок расчета.
Доходы, не облагаемые налогом на прибыль в казенных учреждениях
Основное финансирование казенных учреждений осуществляется из бюджета федерального или муниципального уровня. Суммы целевого назначения, получаемые казенными учреждениями в рамках лимита бюджетных обязательств, не подлежат включению в облагаемую прибылью базу и не отражаются в налоговых декларациях. Остаток бюджетных средств в соответствии с утвержденным лимитом, не использованный в течение года, подлежит возврату в казну. Кроме сметного финансирования, организации могут получать дополнительные доходы.
Учреждения казенного типа имеют право вести деятельность, определенную учредительными документами и с согласия распорядителя бюджета. Основанием ведения деятельности служит лицензия либо специальное разрешение, выданное вышестоящим органом. В процессе оказания услуг, проведения работ и исполнения государственных функций учреждения получают доходы, не облагаемые налогом на прибыль (пп. 33.1 п.1 ст. 251 НК РФ).
Расходы, произведенные учреждением при ведении деятельности, не участвуют в получении базы по налогу на прибыль. К необлагаемым относятся только доходы, связанные с полномочиями государственных органов. Суммы, полученные в рамках государственных или муниципальных функций, не поступают в распоряжение учреждения и подлежат зачислению в бюджет. В дальнейшем учреждению увеличивают бюджетные ассигнования на сумму полученного дохода. Читайте также статью: → «Учет в казенных учреждениях в 2024».
Облагаемые налогом доходы
Доходы, не связанные с несением государственных функций, облагаются налогом в общем порядке. Если вид деятельности не внесен в учредительные документы как государственная услуга, полученные суммы являются доходом. Одновременно виды деятельности, не относящиеся к государственным, должны быть также внесены в Устав. Ведение предпринимательской деятельности казенным учреждением, не заявленной в документах организации и при отсутствии разрешения от распорядителя бюджета, является незаконным.
При получении дохода учреждение обязано самостоятельно исчислить налог на основании учетных данных, сформировать отчетность и уплатить налог в бюджет. В составе дополнительных, облагаемых налогом, доходов учреждению могут поступать:
- Суммы от продажи основных средств (с согласия собственника).
- Платежи за сдачу имущества в аренду, предоставления парковки.
- Неустойки, штрафы, выплачиваемые за нарушение условий договоров.
- Страховые возмещения, положенные к получению при наступлении страхового случая.
- Излишки материальных ценностей, выявленных при инвентаризации и материалов, полученных при демонтаже имущества.
- Стоимость безвозмездно полученного имущества или добровольные пожертвования граждан либо организаций.
- Иные доходы, полученные в рамках заключенных договоров.
Казенные учреждения не имеют возможности применить упрощенную систему налогообложения (пп17. п. 3 ст. 346.12 НК РФ). При получении облагаемого дохода учреждение обязано рассчитать и уплатить налог на прибыль. Суммы обязательств перед бюджетом указываются в декларациях, представляемых в ИФНС. Читайте также статью: → «Декларация по налогу на прибыль в 2024 (скачать образец заполнения)».
Особенности исчисления налога на прибыль
Поступления казенных учреждений возникают из нескольких источников. В учете открываются дополнительные счета. При исчислении налога на прибыль требуется выделить:
- Суммы финансирования из бюджета.
- Поступления от платных услуг, работ, относящиеся к необлагаемым доходам и возвращаемые в бюджет.
- Внереализационные доходы, не относящиеся к государственным (муниципальным) услугам.
Для определения сумм, подлежащих налогообложению, учреждение обязано вести раздельный учет доходов и расходов, включая оплату труда персонала, имущественных налогов, прочих затрат. Деление производится пропорционально суммам дохода или финансирования, поступающих из разных источников. Распределение сумм ведется нарастающим итогом в течение года.
Наличие раздельного учета позволяет определить суммы, относящиеся к разным видам доходов и финансирования. Порядок разделения затрат требуется закрепить в учетной политике учреждения. При отсутствии раздельного учета все поступающие суммы будут облагаться налогом.
Особенность исчисления базы состоит в том, что в ряде случаев расходы нельзя использовать для ее снижения. Например, при сдаче имущества в аренду требуется учитывать, что расходы по содержанию помещения оплачиваются из средств распорядителя бюджета. Затраты не включаются в расчет облагаемой базы.
Отчетность и сроки уплаты налога в бюджет
В обязанность учреждений казенного типа входят формирование и представление деклараций по налогу на прибыль в ИФНС вне зависимости от факта получения доходов. В НК РФ установлены условия и предельные сроки представления данных. При ведении учета казенных учреждений:
- Отчетность подается по итогам налогового и промежуточного (квартального) периода.
- Срок подачи деклараций по итогам года установлен до 28 марта года, следующего за отчетным.
- В течение года декларации представляются в течение 28 дней по итогам промежуточных периодов.
Исключение составляют учреждения, обеспечивающие театральную, музейную, концертную деятельность. Данные учреждения представляют только годовую отчетность. Оплата сумм налога производится в УФК по месту учета организации. Ставка налога составляет 20% от исчисленной учреждением базы – разницы доходов и расходов. Общая сумма подлежит распределению по федеральным и региональным бюджетам.
Авансовые платежи за отчетные периоды
По результатам промежуточных периодов казенные учреждения должны уплачивать авансовые платежи. В связи с отнесением казенных учреждений к бюджетным организациям в учете используются только квартальные авансовые платежи. Уплата налога производится в течение 28 дней после окончания отчетного периода. Суммы, положенные к оплате, рассчитываются нарастающим итогом в течение года.
При получении в промежуточном периоде убытка уплата суммы авансового платежа в бюджет не производится. Переплаченные в периоде суммы засчитываются в счет уплаты налога, начисленного по результатам промежуточного периода или налогового года. Отчетность представляется казенным учреждением вне зависимости от полученного результата ведения деятельности – прибыли либо убытка. Читайте также статью: → «Как платить налог на прибыль авансовыми платежами в 2024?».
Ответственность за нарушение порядка отчетности и расчетов
Пренебрежение обязанностями налогоплательщика по своевременной подаче отчетности влечет наложение санкций. При наличии налога, исчисленного к уплате, или его отсутствии учреждение привлекают к ответственности по ст. 119 НК РФ. Штрафные санкции налагают только при пропуске срока сдачи декларации по итогам года. Авансовые платежи не являются уплатой налога. В отношении отчетов по промежуточным периодам в течение года наказание налагается по ст. 126 НК РФ.
Суть наказания | Статья НК РФ | Размер |
Несвоевременность подачи декларации при наличии суммы | 119 | 5% от суммы начисления за полный и неполный месяц, но не более 30% |
Тоже, при отсутствии базы | 119 | 1 000 рублей |
Несвоевременность подачи отчетов по результатам промежуточного периода | 126 | 200 рублей |
При нарушении установленного срока уплаты сумм налагаются пени за каждый день просрочки.
Учет операций в казенных учреждениях
Казенные учреждения используют бюджетный план счетов. При реализации операций по налогообложении учреждения используют стандартные проводки.
Пример исчисления суммы налога
Казенное учреждение «Муниципал» имеет доход от сдачи территории под парковочные места. Учреждение имеет разрешение на вид деятельности. В 1 квартале 2017 года учреждение получило доход в размере 35 000 рублей. Расходная часть при определении облагаемой базы не учитывается в связи с отсутствием затрат, относящихся к предпринимательской деятельности. В учете учреждения производятся записи:
- При начислении налога: дебет КРБ 1.401.20.290 кредит КРБ 1.303.03.730 на сумму 35 000 х 20% = 7 000 рублей;
- При уплате суммы: дебет КРБ 1.303.03.830 кредит КРБ 1.304.05.290 на сумму 7 000 рублей. Суммы перечисляются в доход определенного бюджета.
Законодательные акты, регулирующие налог на прибыль казенных учреждений
В отношении деятельности казенных предприятий применяется большое количество законодательных актов, являющихся нормативной базой для определения налога на прибыль. Учреждения должны придерживаться положений БК РФ и НК РФ.
Законодательная норма | Назначение |
П.3 ст. 161 БК РФ | Определяет право ведения дополнительной деятельности при условии предоставления возможности учредительными документами |
Ст. 251 НК РФ | Устанавливает освобождение от налогообложения сумм, поступивших от оказания платных услуг (работ) в рамках государственных функций |
Ст. 270 НК РФ | Устанавливает отсутствие права включения расходов в расчет базы по прибыли по государственным услугам или работам. |
Ст. 285 НК РФ | Определяет периоды представления отчетности |
Ст. 289 НК РФ | Предоставляет возможность подачи отчетности в упрощенном виде |
Ошибки, допускаемые в расчете налога на прибыль
В учете казенных учреждений могут быть допущены ошибки, приводящие к занижению базы и налога. Преимущественно неверные позиции касаются включения ряда сумм в состав доходов. В отношении расходов имеется четкая позиция законодательства об исключении затрат, финансируемых распорядителем.
Неверная позиция в учете | Верная позиция |
Имущество, полученное по договору безвозмездного пользования, включено в облагаемую базу по заниженной стоимости | Внесение в состав доходов стоимости актива, полученного безвозмездно, производится в сумме не ниже рыночной и остаточной стоимости |
Коммунальные платежи, отдельно выделенные и компенсируемые арендатором имущества, отнесены в состав доходов | Казенные учреждения не могут оказывать коммунальные услуги и имеют право только на перепредъявление счетов. Суммы в доход не включаются в связи с отсутствием экономической выгоды |
Не включены в состав доходов материалы, оставшиеся после демонтажа имущества | Материалы по демонтажу имущества, согласованного с собственником для ликвидации, принимаются на учет по рыночной стоимости |
Не отражены штрафы от нарушения условий договоров при отсутствии в документе фиксированной суммы или процентной ставки | Сумма санкции, при отсутствии положения о сумме в договоре, устанавливается согласно ГК РФ по ставке банка |
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. Подлежат ли включению в состав доходов сумм безвозмездных пожертвований?
При использовании средств на уставные цели налог на прибыль не уплачивается.
Вопрос №2. Нужно ли представлять декларацию в полной форме при отсутствии облагаемой базы у казенного учреждения?
В случае отсутствия налогооблагаемой базы отчетность представляется в упрощенном виде. Учреждения подают в составе декларации листы 01, 02, 07. Остальные листы, включая подраздел 1.1 раздела 1, не представляются.
Вопрос №3. Покрываются ли в казенных учреждениях за счет бюджетного финансирования суммы штрафов, наложенных в связи с нарушением налогового законодательства?
Штрафы за пренебрежение обязанностями налогоплательщика покрываются за счет сумм, имеющихся в распоряжении учреждения после уплаты налогов по полученным доходам.
Вопрос №4. Отражаются ли в декларации по налогу на прибыль суммы бюджетного финансирования учреждений?
Казенные учреждения должны в составе декларации представить лист 07, при этом суммы финансирования в рамках утвержденных лимитов в отчетности не отражаются.