Акт о контрольной проверке продукции, товарно-материальных ценностей, вывозимых из мест хранения (форма № МХ-13) утвержден Постановлением Росстата от 9 августа 1999 г. N 66 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения».
Где применяется документ?
В настоящее время собственники предприятия придают огромное значение организации внутреннего контроля в организации. Одним из мероприятий такого контроля являются плановые и внеплановые проверки служб и подразделений компании. Такие проверки назначаются распорядительным документом руководителя организации. Главное достоинство – внезапность — позволяет осуществить необходимый контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей в местах их хранения.
При вывозе товарно-материальных ценностей с территории склада на автотранспорте через пропускной пункт дежурный охраны (начальник охраны) производит проверку вывозимого груза путем сравнения фактического наличия и данных, отраженных в первичных товаросопроводительных документах.
Если при проверке выявляются расхождения в ассортименте, количестве мест и массе вывозимых товарно-материальных ценностей, уполномоченными лицами составляется Акт о контрольной проверке продукции, товарно-материальных ценностей, вывозимых из мест хранения (Читайте также статью ⇒ МХ-11 – «Акт о расходе товаров по партии» + образец заполнения 2024).
Как выглядит документ?
Как и все первичные документы в организации, несмотря на наличие унифицированной формы, применяемая в организации для складского учета форма Акта должна быть утверждена учетной политикой. Организация, при сохранении обязательных реквизитов первичных документов в соответствии с Законом о бухгалтерском учете, вправе дополнить форму Акта необходимыми реквизитами, увеличивать ширину и количество строк и граф.
Унифицированная форма Акта состоит из описательной части и таблицы:
В описательной части указываются:
- наименование организации,
- структурное подразделение (номер склада (камеры, секции) согласно утвержденному в организации реестру мест хранения),
- наименование, номер и дата распорядительного документа, на основании которого назначена проверка,
- номер и дата акта,
- наименование вывозимого товара,
- реквизиты первичного товаросопроводительного документа,
- наименование и государственный регистрационный номер автомобиля, которым вывозится груз,
- должность и имя начальника охраны,
- должность и имя материально-ответственного лица (кладовщик, лицо, с которым заключен договор о полной материальной ответственности).
В следующей части акта – таблице — указываются:
- наименование продукции (с указанием кода с возможностью последующей идентификации),
- вид упаковки (канистра, мешок, МКР, паллета),
- единица измерения,
- количество упаковок и масса по документу,
- количество упаковок и масса по результатам проверки груза,
- выявленные отклонения.
Затем дается заключение комиссии на основании пояснений материально ответственного лица (кладовщика, комплектовавшего груз). Комиссия подписывает акт. А в конце документа фиксируется распоряжение руководителя по выявленным отклонениям – как поступить с выявленными отклонениями и виновными лицами.
Пример заполнения акта представлен в приложенном файле.
Акт может вестись в электронном виде. В приложении EXCEL возможна работа с электронными таблицами.
Кто оформляет документ МХ-13?
Акт составляется и подписывается комиссией, назначенной руководителем организации для проведения проверки.
В состав комиссии обычно включаются три сотрудника организации – представители администрации, уполномоченные на то организацией внутреннего контроля.
При составлении акта обязательно присутствие:
- начальника охраны или лица, отвечающего за въезд и выезд автомобилей с территории организации на пункте охраны, то есть лица, выявившего отклонение в количестве вывозимого груза,
- материально ответственного лица, как правило, кладовщика, комплектовавшего партию товара, в котором выявлено отклонение; он должен лично присутствовать при оформлении, чтобы дать необходимые пояснения и ознакомиться с результатами проверки.
Акт составляется в необходимом количестве экземпляров, как правило, не менее двух:
- первый – материально ответственному лицу для оперативного учета и контроля за количеством продукции на складе,
- второй — в бухгалтерию для учета результатов проверки.
Как и все первичные документы бухгалтерского учета, акт хранится в бухгалтерии в течение срока, установленных распорядительным документом организации, но не менее пяти лет после отчетного года.
Что происходит с документом дальше?
От характера отклонений, выявленных при проверке, зависит отражение в учете результатов этой проверки.
Если выявлено отклонение в виде излишков, значит, на складе возможна недостача. И наоборот, при недостаче фактического количества груза в автомобиле, излишки могут оказаться на складе. В любом из этих случаев виновным выступает лицо, ответственное за оформление первичного товаросопроводительного документа, в соответствии с графиком документооборота и реестром лиц, назначенных ответственными за получение и отпуск продукции (заведующих складом, кладовщиков, экспедиторов), с которым заключен договор о полной материальной ответственности.
Акт о контрольной проверке продукции, товарно-материальных ценностей, вывозимых из мест хранения может быть сигналом для проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей на складе, с которого вывозился проверяемый груз (Читайте также статью ⇒ Акт о расходе товара по партиям (форма № МХ-12) (скачать образец 2024).