Менеджер проектов: обязанности, функции

Автор статьи

Екатерина Иванова

1 минуту на чтение
29 просмотров
Содержание Содержание

Менеджер проекта считается административным руководителем проектной команды, обеспечивающим оперативное и функциональное руководство ее работой, а также контроль всей работы в рамках данного проекта. Практически все компании нашего времени существуют в условиях возросшей конкуренции. Поэтому грамотный руководитель проекта обязан анализировать рынок, составлять планы развития и предвидеть изменения в этой сфере. Кроме того, он должен управлять этими изменениями, сохраняя проекты и ресурсы компании на одном уровне.

Роль менеджера проектов в бизнесе

В сфере бизнеса работу над проектом можно смело считать произведением искусства. Она требует не только широкого спектра навыков от работника, но и существенных затрат времени и сил. Самая востребованная профессия в этой сфере – руководитель проекта в строительстве, как в жилищном, так и в производственном. Кроме того, такие сотрудники имеют отношение к машиностроению, архитектуре и промышленному производству. Естественно, подобные руководители нужны и в других сферах, но именно в перечисленных областях их услуги считаются наиболее актуальными.

Если брать пример с компьютерных компаний, то представители этой должности должны нести ответственность за производство новой продукции, разработку новых технологий и координацию стратегических программ. Банковские и страховые организации также могут проявить интерес к должности «менеджер проекта». Они используют этих специалистов для внедрения новых технологий или стандартов в систему компании.

Спрос на должность в современном мире

В последнее время активно развиваются интернет-компании. Для них специалист в этой области играет роль контролера запуска новых сайтов организации или руководителя разработки новых интернет-приложений. В целом, во многих сферах бизнеса существует высокий спрос на сотрудников на должность «менеджер проекта». Обязанности таких сотрудников могут различаться в зависимости от сферы деятельности компании. Коммерческие и государственные проекты нуждаются в управлении каждый год, поэтому рынок труда привлекает десятки тысяч менеджеров. Сейчас даже такое время, когда компании покупают этих специалистов друг у друга, тратя на это огромные ресурсы.

Функции руководителя проектов

Руководитель проекта должен следить за точностью выполнения первоначального плана и сохранностью расходов из выделенного бюджета. И неважно, какая именно перед вами стоит задача — запустить ракету или вывести на рынок новый продукт — эти функции являются общими для всех специалистов на этой должности. Следовательно, именно с руководителя проекта будет спрашивать руководитель, если произошел сбой, или если работа полностью не удалась. Именно он отвечает за все, ведь от результатов работы менеджера зависит доход и положение компании в отрасли.

Например, если речь идет о строительной компании, то за просрочку сдачи объекта компания должна ежедневно платить пени. А в зависимости от того, насколько плачевна ситуация, и насколько большой разрыв в исполнении менеджером своих обязанностей, его могут лишить премии или уволить.

Обязанности менеджера проектов

От специалиста, который хочет получить эту должность, требуются хорошие организаторские способности, умение не только развиваться, но и придерживаться первоначального плана в процессе работы, а также умение одновременно находить решения многих проблем. Кандидат на должность должен уметь правильно и уверенно общаться с людьми, иметь аналитический склад ума и высокую стрессоустойчивость. Главной чертой вашего характера должна быть способность добиваться результатов.

Для разных проектов представитель этой должности должен иметь соответствующие знания. Другими словами, например, если вам нужен руководитель проекта, в обязанности которого входит надзор за строительством домов, то у него должно быть инженерное образование. Также большим плюсом для сотрудника будет, если он изучил азы бизнеса. Менеджеры со степенью бакалавра или выше в области делового администрирования или финансов работают лучше. Поскольку от обязанностей этого сотрудника зависит финансовый успех всей организации, он должен уметь оценивать будущие результаты своей работы на уровне компании.

Кому подходит должность

Управление проектами отлично подходит для квалифицированных специалистов, которым наскучила рутинная работа. Реализация проекта – это постановка четких задач, в большинстве случаев темп работы очень высокий и интенсивный. В связи с этим, при составлении своего резюме руководитель проекта непременно должен указать такие качества, как умение работать в условиях ограниченных сроков, умение решать проблемы при ограниченности ресурсов. Ведь только целеустремленные специалисты смогут провести мероприятия, которые приведут к ожидаемым результатам.

Где можно научиться профессии

Получить профессиональный сертификат в этой области можно в Институте менеджеров проектов. Для получения этого престижного документа необходимо иметь не только соответствующее образование, но и опыт, практику руководителя проектов. Обучение и получение квалификации происходит путем сдачи экзамена и проверки знаний и факта выполнения профессионального кодекса. Многие компании предлагают продвижение по службе или прием на работу только при наличии такого сертификата. Именно поэтому в резюме руководитель проекта, претендующий на должность, должен указать наличие данного документа. Ведь с ним у соискателя гораздо больше шансов получить вакансию.

Процесс работы на предприятии

Руководитель проекта должен выполнять свои обязанности в строгом соответствии с собственным планом. Для успешного развития необходимо использовать методы критической стратегии. Это принцип расчета последовательных итераций, основанный на уже существующих достижениях компании. Также при разработке плана стоит выделить все этапы, которые необходимы для выполнения тех или иных работ — чтобы двигаться пошагово прямо к цели.

Компьютерные программы для руководителей проектов

Каждый менеджер должен уметь работать хотя бы с одной компьютерной программой, позволяющей ему планировать действия на основе этого метода. Также стоит отметить, что большинство программ предназначены для составления плана в той или иной отрасли. Поэтому, прежде чем планировать устроиться на работу, руководитель должен научиться работать именно с той программой, которая учитывает потребности области, связанной с деятельностью компании.

Распределение ресурсов — одна из важных задач, которую должен выполнять руководитель проекта. Работа предполагает, что вы точно распределяете доступные материалы для качественной и продуктивной работы над проектом, которая может принести ожидаемые результаты. Большинство компьютерных программ нацелены на электронный расчет этих данных. Это означает, что если, например, необходимо рассчитать, когда будет разработано программное обеспечение, руководитель должен определить, сколько программистов для этого потребуется, и за какое время они смогут выполнить проект.

А в ситуации, например, когда согласовывается строительная работа, и оборудование арендуется по почасовой ставке, в обязанности проектировщика будет входить расчет данных о том, сколько техники должно находиться на строительной площадке, и в каком момент времени — чтобы максимально экономить ресурсы. Более того, нужно рассчитать все так, чтобы затраты на аренду были минимальными, а техника приносила максимальную пользу строительству. То есть опытный и квалифицированный руководитель проекта обязан решать поставленные перед ним задачи с минимальными затратами всех предложенных ему ресурсов. При этом экономить здесь — не значит вредить качеству. Умение сохранять качество и при этом максимально прицельно использовать ресурсы (деньги, машины, сотрудников) ценится в менеджере проекта более всего остального.

Карьера

Что касается карьеры, то управление проектами приносит наибольшую пользу в консалтинговом бизнесе. Дело в том, что это направление позволяет специалисту не только получить большой опыт работы, но и открывает возможность получения знаний в самых разных сегментах рынка. Чаще всего работодатели отдают предпочтение кандидатам с похожим бэкграундом.

В таких компаниях приглашенный специалист после успешного завершения проекта может быть повышен до более высокой должности. Но так бывает не всегда, поэтому прогнозировать карьерный рост невозможно. Так, в крупную компанию на проект можно пригласить старшего менеджера, а в небольшую компанию, где нужно выполнить небольшой проект для компании, можно нанять и менеджера среднего звена.

Если речь идет о приеме на работу в неконсалтинговую организацию, то важно, в какую именно компанию хочет устроиться соискатель. Между обязанностями руководителя проекта есть различия, должностная инструкция в отечественных и западных компаниях тоже отличается. Так, например, нам важнее полное управление серьезными проектами, поэтому ищут специалиста с большим опытом работы и определенными навыками, выпускника или молодого специалиста вряд ли возьмут. Но западные конкуренты часто нанимают талантливых молодых людей для наблюдения за небольшими проектами.

На ранних этапах карьеры обычно предлагаются должности помощника менеджера. Тогда команда менеджера и помощника должна нести ответственность за конкретный сегмент проектной работы. Мало кто может начать свою карьеру с должности руководителя проекта. И только когда специалист набирает достаточно опыта для полноценного ведения проекта, на него возлагаются более серьезные обязанности. Только когда компания будет уверена, что этот специалист сможет координировать работу людей над проектом от первых до последних этапов, его можно продвигать по службе.

Координатор проекта — начало продвижения по карьерной лестнице

Чтобы получить должность руководителя проекта, нужно сначала поработать координатором. Эта должность заключается в оказании помощи менеджеру в выполнении его обязанностей. В основном, список обязанностей состоит из выполнения административных функций, то есть обработки документации.

Ступень 2 — Менеджер по планированию проекта

Следующая должность на пути к продвижению до менеджера проекта — менеджер по планированию проектов. В обязанности обычно входит контроль программного обеспечения, ввод необходимой информации в систему. Эта должность более техническая, и в ней мало работы менеджера.

Ступень 3 — Помощник менеджера проекта

Эта позиция является последней перед продвижением по службе. В обязанности такого специалиста входит непосредственная помощь начальству. В основном, она включает в себя выполнение конкретных задач. Кроме того, этот сотрудник должен готовить отчеты о работе над проектом и информировать начальство обо всем, что происходит на производстве.

Ступень 4 — Менеджер проекта

Здесь специалист может управлять проектом самостоятельно или возглавить группу других менеджеров, являющихся его помощниками. Он несет ответственность за проект непосредственно перед клиентами и высшим руководством. Этот специалист не предоставляет собственных средств, но в то же время несет ответственность за то, чтобы проект выполнялся качественно, успешно и в срок.

Ступень 5 — Главный менеджер

Если компания ведет несколько проектов одновременно, ей нужен специалист на эту должность. В его обязанности входит контроль за выполнением всех проектов компании, координация распределения различных ресурсов, а также расчет финансовых вложений и принятие решения об очередности выполняемых работ. Другими словами, главный руководитель проектов по большей части отдает указания менеджерам по проектам.

Оплата труда

Так как в каждой компании существуют индивидуальные обязанности и ответственность специалиста на должности менеджера проекта, заработная плата зависит в основном от результата выполненного проекта. Чаще всего существует конкретный гонорар (минимум — 20 тысяч рублей), но если проект выполнить раньше и снизить затраты, то в итоге по завершению работы сотрудник может рассчитывать на весьма солидный бонус. Что касается руководителя проекта, то его средняя зарплата составляет около 50 тысяч рублей в месяц + бонусы по результатам работы.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи