Прежде всего, с радостью хочется отметить, что недобросовестных индивидуальных предпринимателей и вообще продавцов на потребительском рынке стало несравненно меньше, чем было еще четверть века назад. Пусть и слабенькая, но все же рыночная экономика сделала свое благое дело, и клиент со своими деньгами встал в главу угла. Высокая конкуренция вынуждает предпринимателей быть честными и вежливыми.
Тем не менее, всегда остается шанс нарваться на попытку обмана, иногда и успешного, желание сбыть явно залежалый товар при наличии более свежего аналога, откровенную просрочку. А в ответ на закономерные и обоснованные претензии получить хамство, хорошо если без матерных выражений. В таких случаях лучше ни в коем случае не терпеть и не сносить обиду, а разнести «добрую» весть о таком предпринимателе повсюду.
А где именно ее разносить?
По государственным органам, интернет-площадкам, общественным организациям.
Жалобы в государственные органы
Главное ведомство в сфере торгово-потребительского контроля – Роспотребнадзор, сшитый много лет назад на живую нитку из торговой инспекции и санэпидстанций. Это действительно мощное ведомство с управлениями во всех регионах. Огромный его плюс как раз в том, что оно сшито из двух ранее не соприкасавшихся напрямую частей. То есть вы, допустим, подаете жалобу из-за просроченной колбасы и хамства продавца, надзор выезжает на проверку и заодно находит десятки нарушений товарного соседства, санитарных правил и норм, водоснабжения и канализации.
Тем более что сейчас формально действует масочный режим, справедливо игнорируемый большинством индивидуальных предпринимателей и их клиентов. Справедливо, но в такой ситуации все законные средства воздействия на ипешника хороши.
Есть еще прокуратура, которая вообще надзирает в теории за всем и вся. Туда можно подать жалобу с упором на хамство, отсутствие какой-нибудь документации, да даже на ту же просрочку. Лишняя проверка людьми в форме горе-бизнесмену не повредит.
Плохие отзывы в интернете
Предприниматель может не придавать значения силе всемирной паутины – тем хуже для него. Вы записались в парикмахерскую, пришли холодным зимним утром, час прждали у закрытых дверей, а потом выяснилось, что мастер не в курсе, и вам придется еще ждать?
Найдите все интернет-площадки, на которых аккумулируются сведения о заведениях сферы услуг в вашем городе. Напишите негативный комментарий, не жалея черной краски, и разместите его на всех найденных площадках. Только будьте корректны.
Конечно, эффект от такого действа будет скорее отложенный, долгосрочный и не такой эффектный, чем визит сначала теток из Роспотребнадзора, а потом помощницы районного прокурора, но безалаберный и наглый ипешник все равно получит свое.
Жалобы в общественные организации
Существует большая всероссийская организация «Роскачество», есть более мелкие и специализированные конторы. У них имеются сайты – не поленитесь, ославьте горе-бизнесмена повсюду, где есть возможность рассказать свою историю.
Еще неплохие варианты – связаться с местной прессой, а еще лучше – с региональным телеканалом. Он может даже сделать видеосюжет с выездом к означенному горе-ИП. Как правило, такие хамы ненавидят и боятся телевидения и вести себя будут соответственно.
Тем самым они лишний раз покажут всему региону, какие они «молодцы». А еще не надо забывать о профильных каналах в соцсетях и на Ютьюбе. Конечно, грозная проверка после таких жалоб не придет и штрафа не выпишет, зато ославит ипешника будь здоров.