Власти продолжают попытки сдержать рост цен на продовольствие. Следуя рекомендации торговым сетям ограничить наценку на ряд товаров, чиновники могут попросить транспортные компании не повышать тарифы на перевозку продукции. В 2021 году автомобильный транспорт подорожал на 30%, но компании против решения проблемы некоммерческими методами.
Предложение чиновников рекомендовать транспортным компаниям не повышать тарифы на перевозки социально значимой продукции прозвучало 8 февраля на совещании в Минтрансе, сообщил источник «Ъ» на продовольственном рынке. По его словам, инициатива связана с усилением контроля за ценообразованием продукции по всей цепочке. На прошлой неделе стало известно о рекомендациях торговым сетям ограничить наценку на некоторые социально значимые товары до 5% (см. Ъ от 3 февраля). В Минтрансе комментарий не предоставили.
По словам представителя Минпромторга, в 2021 году цены на грузовики выросли примерно на 30%. В Минсельхозе сообщили Ъ, что отраслевые союзы объясняют ситуацию ростом цен на топливо, перевозки, нехваткой машин и водителей. Эта информация направлена в Минтранс, где прорабатываются меры по стабилизации транспортных цен на социально значимую продукцию, говорится в сообщении Минсельхоза. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) добавили, что ставки в отрасли формируются в конкурентной среде. В то же время в службе считают, что в сложившейся ситуации.
По словам заместителя председателя совета директоров «Руспродсоюза» Дмитрия Леонова, доля логистики в себестоимости овощной продукции традиционно высока — около 13%, а в некоторых крупных хозяйствах транспортные расходы превышают 20%.
Но, отмечает г-н Леонов, в условиях роста стоимости грузоперевозок у компаний нет возможности оптимизировать цены.
Гендиректор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов говорит, что стоимость логистики растет на десятки процентов, но непонятно, как регулировать тарифы и контролировать выполнение рекомендаций на высококонкурентном рынке.
Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин указывает, что идея административного сдерживания цен в отрасли с сотнями тысяч участников — инструмент, который не работает. Это приведет лишь к уходу водителей, снижению финансовой устойчивости отрасли и экономии на обслуживании транспорта, предупреждает он. Рустам Аидиев, исполнительный директор Национального союза пекарей, говорит, что рекомендации по сдерживанию роста цен могли разбалансировать рынок, например, соглашения о фиксации стоимости сахара и подсолнечного масла, поэтому оптовые цены на эти товары в период период их действия.
Российский союз автомобильного транспорта (РАС) выступает за заключение долгосрочных договоров с поставщиками сроком на один год, в которых будет указана начальная цена и предусмотрены возможности индексации в зависимости от различных факторов, говорит вице-президент РАН Валерий Алексеев.
Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза специалистов в области транспорта и логистики (НСЭТ), указывает, что транспортно-логистическая отрасль требует комплексного подхода, и искусственная заморозка тарифов на одном из этапов не решит проблему. По его словам, даже долгосрочные контракты не могут учитывать такие факторы, как ограничения движения на границе с ЕС, из-за которых компании по-прежнему остаются в убытке.
Проблемные вопросы во взаимоотношениях поставщиков и ритейлеров могут урегулировать поправки в торговое законодательство
Алексей Мисаилов, директор по развитию бизнеса FM Logistic в России, говорит, что местный транспорт может подорожать из-за повышенного спроса и что необходимы другие меры для сдерживания цен. По словам Дмитрия Леонова, необходимо увеличить предложение на рынке грузоперевозок и создать условия для привлечения водителей. Валерий Алексеев добавляет, что стабилизация цен на логистику возможна благодаря поддержке перевозчиков по аналогии с сельхозпроизводителями. А в плодоовощном союзе считают, что субсидирование перевозки продукции позволяет снизить затраты на логистику.