Трудовым кодексом устанавливается очень строгий порядок наложения взыскания дисциплинарного характера на работника, который допустил нарушение. Вместе с тем, даже если вина и мотивы сотрудника очевидны, начальник обязан запросить объяснительную.
В соответствии с трудовым законодательством, и сам запрос работодателя и объяснения сотрудника должны быть в письменной форме. Необходимо отметить, что объяснительная, как и запрос на нее, являются официальными документами, которые включаются в делопроизводство.
Условно такие записки подразделяются на два вида — оправдательного и пояснительного характера. В первом случае, работник объясняет мотивы поступка, например, запоздалый приход на рабочее место в связи с уважительной причиной, во втором случае — дает фактические подробности случившегося, например, о повреждении оборудования.
Трудовым кодексом регламентируется, что срок предоставления пояснительной записки не может превышать два рабочих дня. Если в указанный период времени объяснение подано, то работодатель составляет об этом соответствующий акт, а затем продолжает расследовать случившийся инцидент в соответствии с законодательно установленным регламентом.
Шестой кассационный суд общей юрисдикции разрешил вопрос о том, включается ли день направления работодателем запроса на предоставление объяснительной в указанный двухдневный срок. В соответствии с судебным постановлением, день получения сотрудников запроса на объяснительную записку не входит в срок, в который он должен предоставить работодателю объяснительную
В объяснительной записке должна содержаться следующая информация:
- Данные руководителя, которому она адресована.
- Данные об авторе — имя, должность.
- Название документа, то есть объяснительная.
- Текст объяснения.
- Дата написания и подпись работника.