Ключевые показатели эффективности предприятия

Автор статьи

Амина С.

11 минут на чтение
739 просмотров
Содержание Содержание

Целесообразность оценки эффективности предприятия

Продуктивность работы компании оценивается количеством действий, имеющих полезность в рамках работы предприятия. При этом, чаще всего акцент делается именно на отслеживание динамики развития предприятия за некоторое время или на изучение финансовых коэффициентов. Данные характеристики не включаются в расчёт оценки продуктивности предприятия.

Значимость оценки эффективности предприятия заключается в том, что полученный результат позволит определить, что может, в частности, увеличить прибыль или что является причинами её уменьшения.

Каждое предприятие перед началом годового периода определяет прибыль, которую оно хочет получить за год. Для того чтобы достичь поставленной задачи, многие компании создают специальную программу лояльности для клиентов или вводят скидочную систему. Данный фактор, с одной стороны, увеличивает количество потенциальных клиентов, и, соответственно, приводит к росту продаж, а с иной стороны – способствует увеличению коммерческих издержек. Подобные последствия приводят к снижению рентабельности бизнеса, что негативно влияет на его развитие: например, падение конкурентоспособности. Подобное состояние предприятия вызовут недовольство его владельцев, именно из-за этого важнейшую роль в развитии предприятия является грамотная оценка его деятельности.

Аспекты оценки эффективности работы любого предприятия

Финансовая рентабельность работы организации показывает рациональность использования первичных ресурсов в рамках становления организации и позволяет определить продуктивность достижения поставленных задач.

В особенности принципиально проводить мероприятия по оценке эффективности развития любого предприятия, если в скором времени планируется его расширение или открытие новых точек продажи или производства. Это снизит риски экономических потерь уже в начале деятельности и предотвратит возникновение новых обстоятельств снижения продуктивности.

Изучение продуктивности деятельности предусматривает:

  • Изучение становления многих показателей, характеристик организации, показывающих её деятельность.
  • Сопоставление имеющихся факторов с прошлогодними либо с характеристиками прошлого периода.
  • Сопоставление имеющихся характеристик со значениями, утверждёнными в плане.

Критерии изучения продуктивности деятельности компании бывают объективными и субъективными.

К объективным или финансовым критериям относят:

  • Результативность – определяется на основе сопоставления качества и количества произведённого продукта.
  • Отдача – оценивается за счёт выявления минимальных трудовых затрат для выполнения задачи.
  • Плодотворность – показывает достижение или недостижение поставленной задачи поставленных задач).
  • Доходность – определяет эффективное или неэффективное использование ресурсов.
  • Энергетические затраты – определяется на основе оценки потребления энергии, которое должно быть низким, чтобы способствовать эффективной деятельности.

К субъективным или личностным (также можно назвать социальными или чувственными) критериям относят те критерии, которые отражают психологическую составляющую работы персонала. Например, корпоративный дух, уровень довольства сотрудника, его мотивация и отсутствие «текучки».

Способы оценки эффективности деятельности компании

Способы изучения эффективности необходимы для того, чтобы повысить объективность и точность оценки продуктивности работы.

Обычно выбирают четыре основных метода, без которых нельзя провести засвидетельствование результативности полноценно и объективно:

  • Трендовый или горизонтальный.
  • Структурный или вертикальный.
  • Сравнительный.
  • Факторный.

Для каждого метода характерны определённые виды виды анализов, которые перечислены ниже:

Методы для анализа данных Виды
Горизонтальный (трендовый) Сопоставление реальных и плановых показателей за конкретное время (например, за год)
Сопоставление реальных показателей нынешнего и предыдущего годов
Сопоставление значений определённых показателей за несколько прошедших периодов
Вертикальный (структурный) Структурный анализ каждого направления работы предприятия, которые способствуют получению прибыли
Структурный анализ полученной прибыли по конкретным продуктам или услугам
Структурный анализ динамики активов компании
Структурный анализ применения прибыли предприятия
Сравнительный Сравнительный анализ показателей выручки предприятия
Сравнительный анализ степени доходности компании
Сравнительное изучение показателей операционной прибыли предприятия
Факторный Изучение характеристик выручки предприятия
Изучение показателей прибыли предприятия
Изучение применения трудовых ресурсов
Изучение применения производственных фондов

Для объективной оценки эффективности деятельности предприятия необходимо учитывать огромное количество факторов деятельности данной компании, использовать соответствующие способы, которые помогут составлению комплексной оценки.

Составление оценки эффективности работы предприятия?

Комплексный анализ эффективности работы компании помогут составить определённые показатели (обобщённые и частные). Каждое из них определяет соответствующий критерий, которые вместе и составляют оценку продуктивности.

Важность частных показателей обуславливается тем, что они оценивают каждый аспект отдельно:

  • Результативность использования каждых ресурсов организации по отдельности.
  • Результативность реализации конкретных видов услуг или продуктов.

С помощью обобщающих показателей показана совокупность каждого аспекта

  • Эффективность совокупности ресурсов, продуктов или услуг определённого предприятия.
  • Результативность организации.

Шаги, необходимые для определения эффективности работы компании

Анализ эффективности самого предприятия проводится в несколько важнейших этапов, которые необходимо выполнять последовательно и внимательно.

Первый этап

Первый этап заключается в расчёте общих аспектов рентабельности или доходности, которые свидетельствуют об эффективности производства. Важнейшими показателями доходности выступают:

  1. Доходность бизнеса, которая показывает чистый доход всей полученной суммы, образовавшейся от результативности использования произведённых продуктов или услуг. Она рассчитывается по формуле:

РБ=ЧпВР*100%

  • РБ обозначает рентабельность бизнеса,
  • Чп показывает чистую прибыль,
  • ВР – выручка, полученная в результате реализации.
  1. Рентабельность продаж. Данная категория необходима для определения процента полученной денежной суммы от использования продукции. Её можно определить с помощью данного выражения:

РП=ПпВР*100%

  • Где РП сокращённо обозначает рентабельность продаж,
  • П(п) является показателем прибыли, полученной от продаж,

ВР в этом случае предполагается в качестве выручки, полученной в ходе продажи товаров или исполнения услуг.

  1. Доходность реализованной продукции, которая отражает результативность реализации выпускаемых продуктов. Для её расчёта есть специальное выражение:

Ррп=ПпС*100%

  • Где Р(рп) выражает доходность реализованной продукции,
  • П(п) – прибыль, полученную в конце продаж,
  • С – себестоимость реализованных продуктов.

Все рассчитываемые выше показатели в конце выражены в процентах.

Второй этап

На данном этапе важно определить общие характеристики доходности, свидетельствующие о результативности, которая отражает использованность ресурсов. В этом случае рассчитывают:

  1. Доходность оборотных активов, которая показывает эффективность применения оборотного капитала предприятия. Данный показатель выражается в процентах и рассчитывается следующим образом:

Роа=ЧпСоа*100%

  • Р(оа) означает доходность активов в обороте;
  • Чп выражает чистую прибыль;
  • С(оа) – стоимость оборотных активов в среднем.
  1. Доходность активов вне оборота. Данный показатель свидетельствует об эффективности применения внеоборотных активов компании и определяется так:

Рвоа=ЧпСвоа*100%

  • Р(воа) выражает рентабельность активов вне оборота;
  • Чп обозначает чистую прибыль;
  • С(воа) –стоимость активов вне оборота в среднем.

Этот показатель тоже выражен в процентах.

  1. Доходность собственного капитала. Она отражает результативность использования предприятием своего капитала в процентах. Расчёт происходит с помощью данного выражения:

Рск=ЧпСВ(ск)*100%

  • Р(ск) выражает доходность собственного капитала;
  • Чп определяет чистую прибыль;
  • СВ(ск) –величина собственного капитала в среднем.
  1. Доходность инвестированного капитала. Данный показатель определяет количество денежных сумм (в процентах), которые были окуплены за счёт вложений в конкретную организацию. Его можно найти по формуле:

Рик=ЧпСВск+СВдо*100%

  • Р(ик) – доходность инвестированного капитала;
  • Чп – чистая прибыль;
  • СВ(ск) –величина собственного капитала в среднем показателе;
  • СВ(до) –величина долгосрочных обязательств в среднем показателе.
  1. Доходность заёмного капитала. Она свидетельствует о результативности применения предприятием капитала, который является заёмным. Он выражается в процентах и находится с помощью данного выражения:

Рзк=ЧпСВзк*100%

  • Р(зк) означает доходность заёмного капитала;
  • Чп – чистая прибыль;
  • СВ(зк) –величина капитала, который был в заёмным, в среднем.

Третий этап

Третьим шагом, как правило, необходимо выяснить причины несоответствия реальных характеристик с задокументированными (либо заранее запланированными) показателями или характеристиками с предыдущих периодов. Для выполнения этой задачи организациям нужно провести факторный анализ характеристик доходности.

Четвёртый этап

В конце организациям необходимо выявить частные характеристики результативности. Это вызвано необходимостью увидеть результаты конкретных аспектов деятельность предприятия. К ним, в частности, относятся:

  • Итоговые издержки, существующие после выпуска продукции.
  • Заработная плата и производительность на одного рабочего.
  • Удельный вес самых больших затрат в себестоимости продуктов и тому подобное.
Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи