Граждане, работающие водителями, имеют определенную квалификацию. Многие сотрудники получают за это надбавку к своей заработной плате. Особенно это актуально для бюджетных государственных учреждений.
Надбавка за класс водителя – существует ли?
Первым делом следует понять, что денежная надбавка к заработной плате водителя за уровень его квалификации никоим образом не регламентируется на уровне федерального законодательства. То есть наличие описываемой доплаты в конкретной организации – это исключительно решение ее исполнительных органов управления.
Стандартный документ, регулирующие взаимоотношения между сотрудником и работодателем – это трудовой договор. Именно в его положениях прописывается надбавка за квалификацию водителя, если руководство организации посчитало ее наличие необходимым.
Помимо этого, доплата также может регулироваться коллективный договором. Это документ, заключающийся между организацией и сразу группой сотрудников. Использование этого варианта предпочтительнее, если в компании трудятся сразу несколько водителей. Руководству просто-напросто проще вести документацию.
Положениями коллективных договоров могут быть регламентированы такие аспекты, как:
- размер, форма и система оплаты труда;
- порядок выплаты дополнительных надбавок, введенных в действие внутри юрисдикции организации соответствующим локально-нормативным актом;
- механизм изменения размеров заработной платы сотрудников и других дополнительных надбавок на основания повышения стоимости жизни, инфляционного роста и т.д.
На Заметку: Надбавка водителям за классность – это государственная доплата, которая назначалась гражданам во времена существования Советского Союза. Именно поэтому в современной Российской Федерации среди населения часто можно встретить ошибочное мнение о том, что подобная доплата в обязательном порядке должна назначаться водителям в зависимости от их квалификации.
Квалификация водителя – как определяется?
Квалификация водителя, трудоустроенного официально, определяется на основании постановления Государственного Комитета Труда СССР от 20 февраля 1984 года №58/3-102, которым введен «Квалификационный справочник» (актуальны только те положения документа, которые не противоречат правилам и нормам, регламентированным действующим Трудовым Кодексом РФ).
Важно: В текущих реалиях Российской Федерации «Квалификационный справочник», действовавший во времена существования СССР, носит исключительно рекомендательный характер.
В справочнике предусмотрено три квалификационных категории водителей:
- 3 класс. Присваивается при трудоустройстве граждан на должность водителя, при условии наличия у них водительских прав категорий В, С или D.
- 2 класс. Присваивается в ходе исполнения рабочих обязанностей водителями, которые имеют водительские права категории В, С, D или Е. Основанием для получения новой квалификации является наличие непрерывного стажа на текущем места работы сроком не менее 3 календарных лет.
- 1 класс. Присваивается в ходе исполнения рабочих обязанностей водителями, которые имеют водительские права категории В, С, D или E. Основанием для получения новой квалификации является наличие непрерывного стажа на текущем месте работы в статусе водителям со 2 классом квалификации сроком не менее 2 календарных лет.
На Заметку: В Российской Федерации существуют подкатегории водительских прав: B1, C1 и т.д. В вопросе присвоения водителям одного из трех классов, данные категории учитываются в качестве обычных.
Помимо правил присвоения классов в квалификационном справочнике также предусмотрены дополнительные условия, соблюдение которых необходимо в обязательном порядке для повышения статуса водителя:
- систематическое выполнение планов работы;
- строгое соблюдение графиков перевозок;
- отсутствие официальных штрафов, зафиксированных сотрудниками ГАИ (в РФ – ДПС);
- строгое соблюдение трудовой дисциплины;
- отсутствие в послужном списке дорожно-транспортных происшествий как на рабочем, так и на личном транспорте.
Следует понимать, что процедура присвоения класса водителю – это не обязанность организации, а ее право. Исключение составляют ситуации, когда в локально-нормативных актах предприятия зафиксирована необходимость определения квалификации водителей. В таком случае организация будет обязана провести аттестацию.
Правила присвоения класса водителю в ходе его трудоустройства
Процедура присвоения класса водителю проводиться при трудоустройстве гражданина на должность. Причем согласно информации, прописанной в справочнике, изначальная квалификация при найме на работу независимо от каких-либо заслуг – это 3-класс.
Об этом говорит судебная практика. В Верховном Суде Республики Якутия в 2018 году рассматривалось дело, когда иск против своего работодателя подал гражданин, ранее трудившийся в другой организации, где ему был присвоен 1 класс. Истец требовал сохранения своей квалификации на новом месте работы.
Однако суд отказал в удовлетворении исковых требований, сославшись на то, что работодатель вправе самостоятельно решать вопрос о сохранении квалификации водителя, полученной им на предыдущем месте ведения трудовой деятельности. Причина этого в том, что квалификационный справочник являлся документом, имеющим юридическую силу, в бывшем Советском Союзе, а сейчас в РФ информация оттуда носит исключительно рекомендательный характер.
Повышение класса
В ходе ведения трудовой деятельности квалификация водителя может повышаться. Основанием для этого является соблюдение следующих условий:
- получение новой категории водительских прав (если этого требует следующий класс);
- накопление необходимого количества лет стажа непрерывной трудовой деятельности в текущей организации;
- отсутствие каких-либо обоснованных претензий от работодателя к исполняемым работником обязанностей.
Понижение класса
Понижение класса в ходе трудовой деятельности возможно в том случае, если водитель систематически не исполняет или выполняет некачественно какие-либо свои обязанности. Например:
- не соблюдает график труда;
- не соблюдает трудовую дисциплину;
- нарушает свою должностную инструкцию;
- используют рабочий транспорт в личных целях;
- нарушает правила дорожного движения и т.д.
Денежная надбавка к заработной плате за наличие квалификации у водителя
В Российской Федерации на уровне федерального законодательства надбавка к заработной плате водителя положена только гражданам, трудящимся:
- в Фельдъегерской службе;
- в МЧС;
- в Федеральной службе исполнения наказаний.
Также доплаты могут быть регламентированы региональными распоряжениями и, соответственно, действовать только в пределах территории того субъекта, в котором был издан документ. Помимо этого, доплата может быть введены на местном уровне администрацией населенного пункта.
Например, описываемые надбавки существуют в Московской области. Они положены водителям, которые трудоустроены в:
- государственных ветеринарных клиниках;
- в казенных учреждениях города Звенигород Московской области;
- государственных автономных учреждения СМИ.
Так как надбавка за квалификацию, имеющуюся у водителя, представляет собой стимулирующую выплату, то на законодательном уровне не предъявляется каких-либо ограничений касательно ее размера. На практике, обычно применяются следующие коэффициенты:
- 3 класс – доплата отсутствует;
- 2 класс – доплата начисляется в размере 10% от основного оклада;
- 1 класс – доплата начисляется в размере 25% от основного оклада.
Надбавка к заработной плате водителя в коммерческих организациях
Коммерческие организации не обязаны на основании чего-либо вводить доплату для водителей, однако они могут это делать. При этом руководители частных предприятиях вправе самостоятельно изменять условия присвоения классов, корректировать саму систему определения квалификации и т.д.
Право на получение надбавки водителем частной компании может быть зафиксирована в содержании:
- трудового договора;
- дополнения к соглашению найма;
- коллективного договора;
- локально-нормативном акте организации.
Налогообложение надбавок за классность водителей
Любые стимулирующие и мотивационные выплаты подлежат налогообложению в общем порядке. Соответственно, с надбавки за классность водителей удерживается подоходный налог. Это касается как государственных учреждений, так и частных предприятий. Помимо этого, с сумм доплат руководство доплаты также обязано отправить стандартные отчисления во внебюджетные фонды: ФОМС, ПФР, ФСС.