Бухгалтерский баланс показывает сводную информацию о состоянии общества в установленный момент времени. Баланс отражает наличие обязательств (пассивов) и имущества (активов) фирмы, представленных в денежном эквиваленте. Обязательным критериям корректно составленного баланса выступает точное соответствие величины активов и пассивов между собой. В данной статье будет рассмотрена классификация бухгалтерских балансов по видам и примерам расчета.
Для чего нужен баланс?
Назначением баланса — представление информационных данных о финансовом положении компании в структурированном виде для внутренних целей общества, а также подачи их внешним пользователям. Читайте также статью: → «Бухгалтерский баланс (форма 1)».
Руководителям предприятия баланс позволяет принимать решения в отношении дальнейшего развития, инвесторам – о целесообразности вложения средств, контролирующим органам — о верности ведения учета хозяйственной деятельности. Составляется баланс на конкретное число. Читайте также статью: → «Бухгалтерский баланс: бланк, заполнение». В нем отражается важная информация деятельности всего предприятия:
- структура имущества;
- соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;
- итоговый результат (прибыли/убыток).
Структура бухгалтерского баланса
Основой структуры баланса считается принцип группировки объектов учета по их источникам образования и ролям, отведенным им в хозяйственной деятельности компании. Бухгалтерский баланс представлен 5-тью разделами, 2 из которых отнесены в активы, а 3 в пассивы предприятия. Читайте также статью: → «Заполняем бухгалтерский баланс форма №1 (скачать бланк баланса)».
К активам относят:
- внеоборотные активы, в состав которых включены оборудование, капитальные строения, долгосрочные финансовые вложения. Использования предприятием данных активов превышает 1 год.
- оборотные активы, включающие материалы для производства, денежные средства, вложения краткосрочного типа. Используются данные активы на предприятии менее 1 года.
Принципиальным отличием внеоборотных активов от оборотных заключается в их ликвидности. Преобразовать, в случае острой необходимости, вторые в денежные средства значительно проще, чем первые.
Пассив раскрывает информацию об источниках, способствующих формированию имущества компании. Данный раздел занимает значительное место в анализе, так как превышение заемных средств над собственными может подвергнуть предприятие высоким рискам.
Оптимальным соотношение является 50/50, то есть половина заемного капитала и половина собственного.
В пассивах содержится 3 раздела:
- капитал и резервы, в его состав включаются собственные средства, добавочный капитал, сформированные резервы, и прибыль, не распределенная на момент подготовки отчета.
- долгосрочные обязательства, включают привлеченные средства от банковских учреждений, инвесторов и прочих кредиторов, срок закрытия которых более одного календарного года;
- краткосрочные обязательства, к данному разделу относят текущие обязательства предприятия, оплата которых подлежит осуществлению на протяжении календарного года.
Классификация балансов: статические и динамические
Бухгалтерский отчет корпораций по форме №1, принято подразделять на две основные категории:
- Статические – отражающие статичные данные не конкретный момент;
- Динамические – показывающие динамичность изменения отдельных показателей.
Статические балансы формируются при наступлении определенных событий в компании и показывают сведения на указанную дату. В таких отчетах невозможно провести точный анализ динамики изменения отдельных показателей деятельности фирмы, поэтому подобные балансы получили наименование статичные.
Наиболее распространенной формой данного баланса считается ежегодный отчетный баланс, в который за редким исключением добавляются сведения предыдущего периода.
На последнее число 2016г. из оборотно-сальдовой ведомости данные счетов распределяются между статьями отчета. В конечном итоге общая величина активов должна точно совпасть с величиной пассивов. Такой годовой отчет подлежит передаче в контролирующие структуры.
Динамические балансы отражают изменение результатов и итогов деятельности фирмы за конкретный временной промежуток. Используются данные сведения для выработки решений управления торговыми или производственными процессами в зависимости от направления работы компании. В качестве примера следует отметить оборотные ведомости и шахматные оборотные балансы.
Периодом отражения информации в подобных балансах является месяц. В этот период не формируется промежуточная отчетность, но при этом руководство обеспечено достаточным объемом сведений о движении активов компании. Главной целью динамических балансов считается донесение до руководства достоверной информации для выработки позиции при решении текущих задач, срок которых находится в пределах одного месяца.
Признаки классификации балансов
В ходе развития направлений бухгалтерской отчетности было проведено разделение баланса на отдельные составляющие с классификацией в зависимости от задач и целей, лежащих в основе их составления. Классификация балансов по различным признакам приведена в таблице:
Признак классификации | Название баланса | Особенности оформления |
По периоду формирования | Первоначальный или вступительный | Подготавливается один раз по факту образования юридического лица, в нем показываются сведения об имущественных объектах, которые вносятся в УК общества в виде вкладов. С формирования такого отчета начинается ведение бухучета фирмы. |
Текущий | Составление его осуществляется с установленной периодичностью в течение всего периода хозяйственной деятельности компании. | |
Завершающий | Итоговый баланс, формируемый при реорганизации либо полной ликвидации компании. | |
Санируемый | Составляется в достаточно редких, исключительных случаях, при которых оценивается необходимость введения в отношении компании процедур банкротства. Подобный отчет позволяет выявить реальное финансовое положение общества и сделать правильный выбор – объявить о банкротстве или сделать попытку продолжить деятельность. | |
Ликвидационный | Формируется в период ликвидации общества для определения имущества, подлежащего распределению между участниками компании и кредиторами. Составляется многократно в процесс осуществления ликвидационной процедуры – в начале, в конце и в ходе ликвидации. | |
Разделительный | Подготавливается по факту реорганизации по форме разделения с использованием показателей составленных заключительных балансов. | |
Объединительный | Подготавливается в случае реорганизации по форме присоединения, слияния, в основе его образования лежат заключительные балансы. | |
По источникам формирования | Инвентарный | Составляется после инвентаризации имущественных объектов и обязательств компании. |
Книжный | Основой для составления данного баланса являются Главные книги, показатели которых берутся без предварительной проверки в ходе инвентаризации. | |
Генеральный | Объединяет основы инвентарного и книжного балансов, что позволяет получить наиболее достоверные показатели. | |
По объемам информационных источников | Индивидуальный | Формируется, когда образованное юрлицо не включается в состав группы компаний и ведет обособленную хозяйственную деятельность. |
Сводный | Составляется при наличии у юридического лица филиальной сети. | |
Консолидированный | Представляет собой свод балансов предприятий, которые ведут самостоятельную деятельность, но при этом имеют тесную финансовую взаимосвязь. | |
По направлениям деятельности | Баланс, представляющий основную деятельность | Отражает результаты деятельности, которые соответствуют внесенному в устав предприятия основному направлению. |
Баланс, отражающий результат по видам деятельности | Отражает результаты по направлениям, не являющимся для компании основными. | |
По формам собственности | Государственные
|
Компании могут создаваться на основании различных источников формирования собственных средств, в зависимости от которых производится соответствующая классификация. |
Муниципальные | ||
Коллективные | ||
Кооперативные | ||
Частные | ||
По отражаемому объекту | Самостоятельный баланс организации | Составляется лицом, зарегистрированным в государственном порядке в качестве самостоятельного юрлица. |
Отдельный по подразделениям | Формируется каждым отдельным филиалом, представительством или иным структурным подразделением компании. | |
По целям анализа | Коммерческий | Составляется для руководства и акционеров. В таком бланке сведения объединяются для целей корректного налогообложения под каждый отдельный налог, что позволяет сопоставить балансовую и налогооблагаемую прибыль. |
Налоговый | Формируется для предоставления в органы налогового надзора России. | |
По методам очистки | Баланс-брутто | Представляет собой баланс с регулирующими статьями (амортизационные отчисления). Используется достаточно редко для проведения исследовательских работ, а также улучшения информационных функций отчета. |
Баланс-нетто | Не учитывает данных регулирующих статей. Данный отчет более значим в современных реалиях, позволяет оценить фактический размер активов компании. Именно такой баланс является действующим в настоящее время для подачи в контролирующие органы. |
Формирование баланса по осуществляемым операциям является обязательным по российскому законодательству для всех форм и видов юридических лиц. Ежегодно отчетность предоставляется в органы налогового надзора, а также в органы статистики.
Видео-урок «Как вести бухгалтерский баланс в организации: примеры»
Смотрите видео-урок от преподавателя сайта «Бухгалтерский и налоговый учет для чайников» Гандевой Н.В. На примерах подробно показывается как осуществляется ведение бухгалтерского баланса по форме 1 в организации. Для просмотра видео нажмите ниже ⇓