В некоторых случаях бизнесмену приходится продавать свое предприятие, несмотря на то, что в его рост было вложено много сил, времени и средств. Когда решение о продаже компании уже принято, остается только решить, как выгодно продать бизнес. Как правило, сделка сопровождается независимыми консультантами и юристами обеих сторон. Однако, за их услуги приходится платить внушительные суммы — от 10% стоимости сделки. Давайте разберемся, действительно ни необходимо привлекать экспертов, или можно обойтись своими силами при продаже бизнеса.
Как выгодно продать бизнес — презентация и осуществление поиска потенциальных покупателей
Перед тем, как начинать искать покупателей для своей фирмы, следует подготовить привлекательную презентацию, чтобы убедить заинтересованное лицо в перспективности приобретения бизнеса и его доходности. К оформлению презентации следует подойти со всей серьезностью:
- Подготовить бизнес-план предприятия (если таковой отсутствует). Подобный документ оформляется не только с целью убедить инвесторов вложить средства в открытие/развитие бизнеса, но и для того, чтобы убедить потенциального покупателя приобрести именно вашу фирму. Бизнес-план должен содержать основную информацию, касающуюся компании, но особое внимание следует уделить перспективам развития, позиции среди существующих конкурентных компаний, а также недостаткам производственного процесса. Нельзя скрывать минусы работы компании от покупателя — он оценит честность и не станет думать о скрытых подвохах.
- Собрать отчетную и финансовую документацию за предшествующие несколько лет. Лучше оформить диаграммы, на которых наглядно будут продемонстрированы рост позиций, увеличение продаж и другие положительные факторы. Поскольку вместе с активами покупателю переходят и пассивы компании (долги и обязательства), следует рассказать о задолженностях перед банками и контрагентами.
- Подготовить выписку из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц), устав компании, сведения об организационно-правовой форме, список учредителей.
- Предоставить перечень сотрудников фирмы, готовых остаться на предприятии. Необходимо рассказать об их квалификации, опыте работы, положительных профессиональных качествах, дополнительной ценности.
- Составить отчет о расходах на открытие бизнеса. Сюда необходимо включить абсолютно все затраты, такие как аренда/покупка помещения, оснащение помещения, закупка оборудования и т.д.
- Оформить полный перечень клиентов фирмы, упомянуть о целевой аудитории.
- Нанять независимого оценщика для изучения компании и установления реальной стоимости фирмы. Проанализированы будут прибыль, рентабельность, инвестиции в развитие, задолженности и т.д.
Экспертное мнение к вопросу о том, как выгодно продать бизнес
По мнению управляющего партнера юридической компании LANS ALLIANS Салимхана Ахмедова, прежде чем решиться на самостоятельную продажу бизнеса или на наем сотрудника профессионального агентства, необходимо оценить, насколько продаваемое предприятие велико, и насколько специфическую нишу на рынке оно занимает.
Если бизнес небольшой, и предприниматель имеет возможность подготовить предприятие к продаже наилучшим образом, можно задуматься об отказе от оплаты услуг агентств. Но стоит помнить о том, что продажа компании является комплексом мер и мероприятий, в которых должны принимать участие независимые оценщики, маркетологи, бухгалтера, юристы и прочие специалисты.
Если же компания более или менее крупная, или она занимает специфическую нишу российского рынка, следует прибегнуть к услугам сторонних фирм. Ценники в данном случае колеблются от 2 до 15% суммы сделки, но агентство обладает опытом в проведении сделок подобного рода и базой потенциальных покупателей, что значительно упростит, ускорит и обезопасит процедуру продажи бизнеса.
Кроме того, важен тот факт, что рынок купли-продажи предприятий в РФ находится на стадии формирования, и четкой ценовой политики пока что не существует. Это означает, что результат полностью зависит от предпродажной подготовки компании и способа поиска покупателя. Вероятно, несмотря на необходимость несения расходов по оплате услуг агентства, с помощью сторонней фирмы продать бизнес можно на более выгодных условиях.
Как выгодно продать бизнес — предпродажная подготовка
На данном этапе нужно позаботиться о проведении ревизии документов — все документы должны быть на месте на момент обращения потенциального покупателя:
- Бухгалтерский баланс, ксерокопия.
- Заключение аудитора о стоимости компании, анализ хозяйственного состояния дел (на основании данных о конкурентах, бизнес-плане на среднесрочную перспективу, занимаемой доле рынка, перечне оказываемых услуг или реализуемых товаров).
- Оценка стоимости (свежая, актуальная на момент продажи) земли, недвижимости.
- Договоры с контрагентами (расторгнуть неработающие соглашения, перезаключить важнейшие договоры, пересмотреть условия действующих соглашений).
Как выгодно продать бизнес — тонкости продажи
Важно! Даже если решено отказаться от участия в продаже бизнеса агентств, непосредственное подписание документов и передачу фирмы покупателю следует проводить под руководством юриста.
Наиболее простой ситуацией является продажа малого бизнеса целиком, при которой все предприятие перейдет покупателю. Рассмотрим схему продажи, при которой продавец максимально защищен. В первую очередь, подписывается предварительный договор — продавец и покупатель ставят подписи в присутствии нотариуса или третьих лиц. В тексте соглашения непременно должны упоминаться следующие сведения: права и обязанности продавца и покупателя, предмет договора (предприятие), порядок передачи денег (какими частями) и бумаг, время проведения сделки, счета и стоимость бизнеса. Основные этапы сделки:
- Продавец получает предоплату (если бизнес стоит дорого, планом продажи предусмотрена рассрочка платежа). Обычно речь идет о 5% стоимости предприятия. Это гарантия продавцу — если покупатель в будущем передумает покупать фирму, эта сумма останется у продавца. Как только он получит деньги, начинается подготовка документов.
- Собственник фирмы осуществляет передачу 10% документов компании покупателю, а тот, в свою очередь, выплачивает еще 15% стоимости бизнеса. Если в этот момент сделка сорвется, вторая сторона имеет возможность потребовать завершения сделки купли-продажи через суд, что повлечет за собой несение судебных издержек.
- Подписывается окончательный договор (с указанием даты передачи бизнеса новому владельцу), покупатель передает оставшиеся 80% стоимости бизнеса, бумаги переоформляются на нового собственника.
Читайте также статью ⇒ «Продажа основных средств ниже остаточной стоимости в 2024 году. проводки«.
Типичные ошибки
Ошибка: Продавец бизнеса не настоял на составлении плана продажи компании, тогда как покупатель не имеет возможности предложить полную сумму единовременно и будет выплачивать средства постепенно.
Комментарий: В такой ситуации план продажи необходимо составить в обязательном порядке. Результатом станет гарантированное получение продавцом полной суммы средств, а покупателем — полного комплекта документов.
Ошибка: По окончании продажи бизнеса независимым экспертом не была проведена проверка полного оформления документов, касающихся купленной фирмы, на покупателя.
Комментарий: В таком случае сделка признается юридически незаконченной.
Ответы на распространенные вопросы о том, как выгодно продать бизнес
Вопрос №1: Можно ли завысить стоимость фирмы, выставленной на продажу, чтобы была возможность торговаться с покупателем? Можно ли скрыть факт существования у компании задолженностей?
Ответ: Следует заранее нанять независимого оценщика, чтобы тот определил реальную стоимость компании. Лучше называть покупателю окончательную цену — во-первых, заинтересованное лицо наймет собственного оценщика, во-вторых, будет понятно, что вы реально оцениваете ценность своей фирмы. Сокрытие долгов ни к чему хорошему не приведет — покупатель сможет оспорить сделку через суд, тем самым спугнув других покупателей.
Вопрос №2: Где искать потенциальных покупателей при продаже бизнеса?
Ответ: Стоит присмотреться к иностранным фирмам, корпорациям, инвестиционным компаниям, клиентам, трудящимся в том же сегменте рынка, поставщикам, конкурентам.