В данной статье речь пойдёт об обосновании закупок, согласно Федеральному Закону №44. Будут рассмотрены разъяснения, требуемые при создании плана закупок и плана графика закупок, а также будут подробно рассмотрены закупки у единственного поставщика.
Что понимается под разъяснением закупок?
Обоснованием или разъяснение к закупке по 44 ФЗ представляет документ, который прилагается к плану закупок и плану-графику закупок.
Процесс обоснования или разъяснения закупки осуществляет покупатель (заказчик) в момент планирования и прогнозирования той или иной закупки. Согласно статьи 18 Федерального Закона №44 от 01.01.2016 г., первоначальные обоснования/разъяснения закупок должны быть сформированы заказчиками в формате приложений к плану-графику на 2017 год и к плану закупок на 2017-2024 г.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 июня 2015 г. №555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования» в процессе разъяснения закупок важны следующие документы, утверждённые данным постановлением:
- Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг;
- Форма обоснования при формировании и утверждении плана закупок (скачать) ;
- Форма обоснования при формировании и утверждении плана-графика закупок (скачать).
Важный момент: При внесении изменений в план закупок или план-график закупок, должны быть одновременно изменены также соответствующие формы разъяснений закупок.
В 5 пункте Правил разъяснения закупок говорится, что обоснование закупок должно осуществляться в соответствии с решением врачебной комиссии для тех закупок, которые осуществляются в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 ФЗ №44.
В 6 пункте Правил разъяснения закупок говорится, что обоснование подлежит годовой объём закупок, которые происходят на основании пунктов 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 ФЗ №44.
Какие разъяснения требуются при создании плана закупок?
При создании плана закупок, должны быть обоснованы все объекты закупки, которые включены в данный план. В подобном разъяснении заказчик должен в первую очередь обозначить цель реализации процесса закупки, где указывается:
- наименование определённого мероприятия государственной программы,
- определённые функции и права, которые предусматривают реализацию процесса закупки,
- реквизиты акта о нормировании, которые приняты согласно статье 19 Федерального закона №44, либо пометка на отсутствие такого акта.
Согласно статье 13 Федерального закона №44, закупки имеют следующие цели:
- Осуществление исполнения мероприятий, входящих в государственные и муниципальные программы;
- Осуществление исполнения обязательств международного назначения, исполнения межгосударственных программ, которые осуществляются вне рамок программ государственного и муниципального назначения;
- Осуществление исполнения других функция и прав органов власти и местного самоуправления.
Какие разъяснения требуются при создании плана-графика закупок? Каковы сроки подготовки разъяснения закупок?
Говоря о разъяснениях для плана-графика, важно указать какие конкретно моменты данного документа подлежат разъяснениям. Согласно части 3 статьи 18 Федерального Закона №44, такому разъяснению подлежат:
Во-первых, начальная или максимальная стоимость контракта (цена контракта, установленная в соответствии со статьёй 22 ФЗ №44).
Важный момент: Заказчик должен указывать метод разъяснения закупки и метод расчёта, с приведением самого расчёта. Подобные расчёты должны быть осуществлены в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 2 октября 2013 г. № 567, а также в соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 5 октября 2014 г. № ОГ-Д28-7698.
Во-вторых, метод определения поставщика (исполнителя) в соответствии с главой 3 Федерального Закона №44;
В-третьих, дополнительные требования к участникам процесса закупки.
Что касается сроков подготовки разъяснения закупок, конкретно для федеральных Заказчиков они устанавливаются Правительством Российской Федерации, а для Заказчиков субъектов РФ — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, для муниципальных Заказчиков — местной администрацией.
Как происходит оценка обоснованности (разъясненности) процесса осуществления закупок?
Согласно части 4 статьи 18 Федерального Закона №44, процесс оценки обоснованности осуществления закупок происходит в результате мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.
После осуществления аудита и контроля в сфере закупок определённая закупка может быть признана необоснованной. В таком случае, органы контроля, а конкретно – органы государственного финансового контроля, которые указаны в пункте 3 части 1 статьи 99 44-ФЗ, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, которые виновны в нарушениях требований Закона №44-ФЗ, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Случаи составления отчётов при закупках у единственного поставщика
Причина, по которой заказчиком принимается решение закупить тот или иной товар либо услугу у поставщика в единственном лице, должна быть объяснена, также, как и причины нецелесообразности использования конкурентных способов закупки. Причём подобное обоснование должно происходить документально в специальным образом оформленном отчёте. Однако важно отметить, что составление такого отчёта не всегда обязательно.
Ниже приведены случаи, когда данный отчёт с поставщиком в единственном лице необходим.
- Во-первых, осуществление услуг по ремонту и содержанию одного или нескольких нежилых помещений, которые находятся в оперативном управлении у учреждения-заказчика.
- Во-вторых, осуществление закупки товаров, которая вызвана чрезвычайными происшествиями.
- В-третьих, осуществление поставки культурных ценностей для пополнения фондов.
- В-четвёртых, при осуществлении закупки литературных произведений и предметов искусства у лица, которому принадлежит исключительное право на них.
Случаи, для которых не предусмотрено обязательное составление отчёта с обоснованиями, перечислены в 3 части статьи 93 Федерального Закона от 13.04.2013 г. №44.
Что должно быть включено в обоснование при закупках у единственного поставщика?
Вопрос | Ответ |
Какая форму у данного отчёта-обоснования? | Отчёт-обоснование имеет произвольную форму |
Когда необходимо составить и утвердить данный документ? | Составление и утверждение данного отчёта осуществляется до момента заключения контракта с поставщиком |
Кто подписывает отчёт-обоснование? | Данный документ должен быть подписан представителем заказчика |
Какие пункты включаются в отчёт-обоснование? | Пункты отчёта-обоснования:
1) Цель, необходимость закупки товара, работа или услуги; 2) Описание товара, работы или услуги и существенных условий договора, преимущественные характеристики поставщика; 3) Разъяснение причин, которые не позволяют использовать конкурентные способы закупки у поставщиков; 4) Вывод о необходимости осуществления закупок у поставщика в единственном лице; 5) Указание норм, которые установлены законом. Также к данному отчёту может быть приложен расчёт, который служит подтверждением отсутствия экономии денежных средств при использовании закупок на основании конкурентного способа. |
Каковы причины, которые важно указывать в отчете-обосновании при закупках у единственного поставщика?
В предыдущих разделах вскользь упоминалась необходимость обоснования причин неиспользования конкурентных способов закупки, так как это важный момент, который имеет законодательное объяснение – в статье 8 Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44.
Согласно статье 12 ФЗ 44 важно доказать, почему выбранный способ осуществления закупок является наиболее результативным и эффективным.
Что же указывается в отчёте обосновании, каковы причины?
- Во-первых, важно оговорить срочность закупки, то есть важно объяснить нецелесообразность проведения торгов из-за ограниченности во времени.
- Во-вторых, нерентабельность, то есть данная причина приводится, когда поставщики не заинтересованы в снижении стоимости продукта, услуги. Такое может быть, когда закупки производятся в небольших регионах, когда там имеется только один поставщик, а перевозки из других регионов невыгодны, что ведёт к нерентабельности закупок из других регионов.
- В-третьих, отсутствие заинтересованности у других поставщиков, то есть данная незаинтересованность имеет документальное подтверждение, либо отказы от поставщиков на запросы заказчика.
- В-четвёртых, отсутствие конкуренции, например, если поставщик-монополист или он обладает авторскими правами в регионе заказчика, а привлечение поставщиков-конкурентов из других регионов невозможно для учреждения-заказчика из-за небольшого объёма закупки или небольших сроков для закупки.
- В-пятых. Выбирается поставщик, который значительно снижает цены на свой товар на ограниченный период времени.