За неполный год Центробанком было зафиксировано более 15 млн телефонных звонков мошеннического характера, совершенных с целью обмана граждан. Суммарный объем похищенных средств превышает 4 млрд рублей.
К сожалению, в настоящий момент нет эффективного способа защиты клиентов кредитных организаций от телефонного мошенничества. Более того, злоумышленники, являюсь хорошими психологами, входят в доверие граждан, используя методики нейролингвистического программирования, методы обратной социальной инженерии и другие психологические приемы. Все это приводит к тому, что человек понимает, что он стал жертвой мошенника только после того, как все уже произошло.
Недавно Тинькофф банк и Сбер выпустили специальную программу, которая работает в контакте с мобильными оператора. Оператор сотовой связи отправляет запрос в банк на подтверждение звонка, если кредитная организация не подтверждает его, то получателю звонка поступает уведомление о подозрительном происхождении звонка. Однако, этот прием эффективен лишь тогда, когда мошенники используют технологию подмены номера, но в 80% они просто звонят с любых номеров.
В таких условия Центробанк принял решение о необходимости повышения финансовой грамотности россиян, выпустив ряд методических рекомендаций, которые помогут распознать телефонного мошенника, желающего похитить ваши денежные средства с банковской карты
Первое: неожиданность звонка / смс-сообщения / электронного письма. Как правило, клиент банка ожидает звонка или уведомления из банка после уже совершенного контакта с сотрудниками банка. Или же предполагает, что банк свяжется с ним, например, в связи с совершением каких-то действий.
Однако, если предпосылок для получения звонка из банка /полиции /интернет-магазина нет, но он происходит, то это повод задуматься.
Второе: настойчивые рекомендации о необходимости перевода средств на безопасный счет или оплаты какого-то штрафа и тд.
Третье: нереальная выгода предложения. Звонящий предлагает кредит под супер-низкий процент, депозит под огромный процент, колоссальную скидку и тд, но все это действует только сию секунду и только по телефону.
Четвертое: моральное давление. Звонящий требует, настаивает на совершении каких-либо действий.
Пятое: настойчивые требования о сообщении данных банковской карточки и / или персональных данных.
Банк России напоминает, что настоящие сотрудники банка не требует никаких данных банковской карты. В случае получения такого подозрительного звонка, лучше сослаться на занятость и положить трубку, а затем незамедлительно связаться со своим банком, уточнить действительно ли звонок исходил из службы безопасности. Если это не так — сообщить им номер телефона, с которого поступил звонок, чтобы ЦЕнтробанком были предприняты меры для борьбы с мошенником.
Эксперты также предлагают дополнительный способ защиты. Дело в том, что мошенники, как правило, получают номера телефонов из открытых источников, например, с сайтов бесплатных объявлений, типа “Авито”. На подобных сайтах можно указывать не свое имя и отчество, таким образом, если вам звонит сотрудник безопасности банка, называя вас именно тем именем, указанным на подобных сайтах, вы заведомо будете знать о том, что звонок мошеннических.
Кроме того, Центробанк и правоохранители настоятельно рекомендуют не переходить по ссылкам, присланным в таких сомнительных смс-сообщениях и электронных письмах.
Читайте также: как распознать проблемный банк