Как подобрать основание для премирования, чтобы расходы не урезали

Автор статьи

Амина С.

4 минуты на чтение
574 просмотров
Содержание Содержание

Особенно лакомым кусочком являются различные денежные бонусы сверх зарплаты для налоговиков при проверках. Здесь всегда есть к чему придраться. И не думайте, что если у вас есть положение о бонусах, и вы делаете вид, что строго его придерживаетесь, вы застрахованы от дополнительных начислений. Главное, чтобы в приказе о премировании было понятно, за что именно бонус, а главное, чтобы этот результат был действительно достигнут. То есть нужно, чтобы вы выбрали правильное основание для бонуса.

Премия согласно Трудовому кодексу

Прежде всего напомним, что согласно ТК РФ, премией является выплата поощрительного или стимулирующего характера (ч. 1 ст. 129 ТК РФ).

Основания для премирования работников, порядок и сроки его осуществления устанавливаются самой компанией своими внутренними документами (ст. 135 ТК РФ).

Для налогового учета выплата премий по отдельным показателям должна быть предусмотрена в Правилах внутреннего трудового распорядка, Положении о премировании, коллективном или трудовом договоре. Только в этом случае бонус можно отнести к расходам при исчислении налога на прибыль. При отсутствии таких документов сумма премии не учитывается при налогообложении прибыли, даже если она выплачивается на основании приказа директора (п. 21 ст. 270 НК РФ).

Наиболее распространенной бонусной системой является так называемый общий бонус. Размеры обычно невелики, либо в процентах от зарплаты, либо в фиксированных суммах. Премия назначается в общем порядке по итогам месяца или квартала. Могут быть установлены сотрудники, допустившие нарушения и лишенные премий. Формулировки приказов очень однообразны:

  • за высокое качество работы;
  • за успешное выполнение возложенных обязанностей;
  • за достижение высоких результатов в работе и т.д.

Еще один вариант премирования — наградить не всех сотрудников, а наиболее отличившихся. И размер премий в этом случае больше, они могут быть даже больше оклада. При индивидуальных адресных бонусах, как правило, поощряются не за срок службы, а за конкретные успехи. Приказ должен содержать максимально точную формулировку достижения. Именно здесь чаще всего ошибаются компании.

Налоговые органы изучают причины премирования и очень часто находят причины отказа в принятии расходов и взимания дополнительных налогов, аргументируя свои действия экономической нерациональностью. Формулировки приказов не должны быть расплывчатыми. Из них должно следовать, что сотрудник вознаграждается за то, что он принес компании максимальную пользу.

Получение убытка не является основанием для отказа от бонусов

Многие компании вознаграждают своих самых ценных сотрудников, даже когда они несут убытки. В такой ситуации инспекция обязательно исключит расходы как необоснованные. Есть ли способ противостоять им? Да. Главный аргумент заключается в том, что награда дана не за прибыльность бизнеса, а за другие достижения, способствующие увеличению доходов. Можно придумать разные варианты, например:

  • за выполнение особо сложной срочной задачи;
  • за успешное представление интересов компании на переговорах и заключение выгодного контракта;
  • за разработку и внедрение новых моделей продукции;
  • за продвижение бренда;
  • за использование нестандартного (творческого) подхода к решению проблемы и др.

При этом важно в приказе конкретно описать, с чем и с кем был заключен выгодный договор, какую конкретно срочную или особо сложную задачу выполнял работник и т. д.

Постановлением ФАС Приволжского округа от 17 февраля 2015 г. № Ф06-20240/2013 показано, что при премировании работника за внедрение новых моделей продукции он должен располагать подробной информацией о них, а также о новых источниках средств, появившихся в связи с его реализацией.

Главное, что должно быть понятно – премия выдается не за увеличение или достижение заработка в работе компании, а за увеличение дохода. То есть это еще один показатель активности. Даже при увеличении дохода в конце периода можно получить убыток.

Лучше, если в премиальных документах будет указан не заработок, а доход. Инспекциям будет сложно это опровергнуть, и тогда доначисление налога может быть оспорено (см., например, постановление ФАС Московского округа от 6 февраля 2014 г. № А40-33091/13).

Если результат, за который полагается премия, не достигнут

Наличие убытка — не единственное основание, на основании которого налоговые органы могут исключить стоимость премии. Еще одна причина, по которой компании довольно часто попадают в ловушку, — это бонусы за пропущенный показатель. Вот довольно наглядный пример.

Сотрудник премирован «за урегулирование отношений с контрагентом». Налоговые органы установили, что приказ с такой формулировкой противоречит другим документам. Действительно: компания подала в суд на контрагента, но проиграла спор. И что такое «связь договоренности» в этом случае, она объяснить не смогла.

Вывод, поддержанный судами: арбитражное решение вынесено необоснованно и экономически не обосновано (постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.10.2017 № А40-163997/2016).

Как вы должны писать? Можно было бы подойти и по-другому, указав на другие достижения того же работника в том же деле. Например, ведение переговоров с контрагентом, за что он снял часть своих кредитов; общий перенос даты окончательных расчетов, приходящийся на период, в котором компания преодолела период временных финансовых затруднений и т.д.

Разумеется, все это тоже должно быть задокументировано: переписка, отчеты, справки и т.д. Помните: при поощрении сотрудников важно правильно выбрать основание для поощрения и предоставить документальное подтверждение.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи