Московское метро входит в десятку крупнейших метрополитенов мира. В 2021 году число «веток» приближается уже к 20. Стандартная стоимость билета на одну поездку составляет 60 руб. Однако ездить на метро можно и дешевле. Главное нужно знать как.
Московский метрополитен — что в него входит?
Вопреки расхожим мнениям, московский метрополитен — это не только метро. Он состоит из четырех частей:
- классическое метро;
- МЦК;
- МЦД;
- «легкое» метро.
Разобраться в схеме московского метрополитена бывает сложно даже местному жителю столицы. Что и говорить о туристах. Стоит отдельно разобрать эти четыре части.
Классическое метро
Классическое метро — это самая большая из четырех частей система общественного транспорта. По данным на 2021 году в столице РФ действует 238 станций метро, которые расположены на 14 линиях.
Большинство станций расположены под землей. Вход в них может располагаться как в отдельном павильоне, так и быть интегрированным в подземный переход или в здание. Глубина заложения станций колеблется от глубокой, средней, малой и наземной. Как правило, чем новее ветка, тем на меньшей глубине заложены их станции.
На схеме линии классического метро обозначаются разными цветами.
МЦК
МЦК — это московское центральное кольцо. Это кольцевая наземная и надземная железнодорожная трасса внутригородских электричек. Проект был разработан и построен московским метрополитеном совместно с РЖД.
Некоторые станции кольца соединяются с обычным метром, другие расположены вблизи них. В любом случае пассажиры могут пересаживаться на МЦК бесплатно и наоборот (при условии, если сначала поездки не прошлое более полутора часа).
На схеме метрополитена МЦК обозначена белой линией с розовыми краями. Переходы между станциями обозначаются обычным значком (если станция МЦК связана с метро) или пунктирной линией (если для входа на станцию МЦК необходимо выходить из метро).
МЦД
МЦД — это московские центральные диаметры. Это линии наземных электричек, пронизывающих Москву насквозь и соединяющие пригороды столицы. Так же, как и МЦК диаметры расположены на земле или над землей. Их станции расположены обособлено от основного метро и МЦК (необходимо выходить из вестибюля одной станции, чтобы попасть на МЦД).
На Заметку: В 2021 году функционируют только два диаметра из пяти запланированных к строительству. Линии проходят сквозь Москву соединяя Лобни и Одинцово, другая — Нахабино и Подольск.
Московские диаметры делятся на участки:
- центральный;
- пригородный;
- дальний.
Пассажиры метро и МКЦ вправе бесплатно пересаживаться на один из диаметров только в том случае, если их пункт их назначения не выходит из центральной зоны и если с момента посадки прошло не более полутора часов.
«Легкое» метро
«Легкое» метро, оно же монорельс — это надземная ветка московского монорельса. Она располагается на севере столицы. Ее длина составляет всего 4 км 700 м. Маршрут начинается от станции метро «Тимирязевская», следует через «Останкино» и «ВДНХ» и заканчивается у станции метро «Улица Милашенкова».
Так же, как и в метро, на МЦК и МЦД на монорельс распространяется действие стандартных билетов. Пассажиры вправе выйти из метро на смежной с ним станцией и сесть в надземный поезд бесплатно, если с момента начала поездки прошло не более полутора часов.
Стоимость московского метро. Как она меняется в зависимости от способа оплаты?
Купить билет на метро, МЦК, МЦД и монорельс можно в кассе на любой станции одной из веток системы московского метрополитена. Оплатить поездку можно:
- с банковской карты любого банка (единственное условие — на ней должен быть открыть рублевый счет);
- через телефон и другие гаджеты, работающие с системами бесконтактной оплаты (Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay и другие);
- по карте «Тройка»;
- наличными или банковской картой на станции в кассе или в специальном автомате (Единый Билет).
Оплата проезда с банковской карты и с помощью гаджетов с технологий NFC
Стоять в очереди в кассу станции или у автомата вовсе не обязательно. Пассажир может оплатить проезд со своей банковской карты или со своего телефона или любого другого гаджета с чипом NFC непосредственно у турникета.
На каждой станции московского метрополитена есть несколько турникетов, на которых размещен желтый круг с красной буквой «М». Купить билет можно просто приложив карту или смартфон туда. К оплате подходят карты следующих платежных систем:
- MasterCard;
- Visa;
- «МИР»;
- Union-Pay.
Преимущество оплаты проезда таким способом заключается в том, что при покупке билета с карту или со смартфона стоимость проезда составляет 46 руб., вместо 60. Этот ценник актуален для линий метро, московского кольца, монорельса и центральных участков диаметров. Для пригородной и дальней зоны МЦД стоимость проезда при оплате картой будет составлять 54 руб.
Акции
Столичный метрополитен периодически запускает различные акции. Например, до 31 июня 2021 года при оплате проезда с банковской карты, подключенной к платежной системе «МИР» пассажирам начислялся кэшбек в размере 10 руб., а при оплате со смартфона через приложение «МИР Pay» – 20 руб.
Осенью 2021 года действует только одна акция. На «Таганско-Краснопресненской» и на «Некрасовской» линии при покупке билета в период до 7 утра 15 минут и с 8 утра 45 минут до 9 утра 15 минут пассажир получит 50% скидку.
Оплата проезда с карты «Тройка»
«Тройка» — это пластиковая карта, на которую записан индивидуальный кошелек пассажира. Пополнив его с банковской карты на сайте метрополитена или в мобильном приложении, в терминалах и в кассах метрополитена или через SMS гражданин сможет использовать «Тройку» для оплаты.
Стоимость такой карты составляет 50 руб. Эти деньги передаются в залог. То есть при желании карту можно вернуть, что отлично подходит, например, для туристов.
Важно: При возврате карты «Тройка» денежные средства, оставшиеся на кошельке возврату не подлежат. Гражданину необходимо потратить из перед возвратом или сдать карту с положительным балансом, который будет аннулирован.
Помимо стандартный карты, жители и гости Москвы также могут приобрести:
- именную карту с фотографией;
- браслет;
- жетон;
- брелок на ключи.
На Заметку: Возврату подлежат только стандартные карты «Тройка», приобретенные за 50 руб. Именные карты и аксессуары со встроенным NFC чипом покупаются без возможности возврата.
Стоимость билета по «Тройке» составляет:
- 42 руб. — стандартный тариф;
- 50 руб. — тариф, действующий на пригородной зоне МЦД (при посадке в центре сначала списывается 42 руб., на выходе в пригороде еще 8 руб.);
- 65 руб. — полуторачасовой тариф, включает в себя одну поездку на метро, монорельс, МЦК и МЦД в пределах центральной зоны, а также неограниченное количество поездок на наземном транспорте: автобусы, троллейбусы и трамваи (при посадке списывается 42 руб., далее при пересадке в наземный транспорт еще 23 руб., при второй пересадке в течение 90 минут плата не списывается).
Также на «Тройку» можно зачислить абонемент:
- 60 поездок независимо от используемого тарифа — 2 тыс. 70 руб. (пригородные участки диаметров в стоимость не включены);
- неограниченное число поездок на 30 суток — 2 тыс. 245 руб. и 2 тыс. 660 руб. с пригородами МЦД;
- неограниченное число поездок на 60 суток — 5 тыс. 430 руб. и 6 тыс. 940 руб. с пригородами МЦД;
- неограниченное число поездок на 365 дней — 19 тыс. 500 руб. и 24 тыс. 450 руб. с пригородами МЦД.
Оплата проезда по единому билету
Единый билет — это красные карточки, которые можно приобрести в кассах метрополитена. На них могут записаны следующие варианты поездок:
- одна поездка на метро — 60 руб.;
- две поездки на метро — 120 руб.;
- неограниченное число поездок на 24 часа — 240 руб.;
- неограниченное число поездок на 72 часа — 455 руб.;
- 70 поездок на метро, МЦК и монорельс и неограниченное число поездок на наземном транспорте на 30 дней — 3 тыс. руб.
Льготные тарифы
В московском метрополитене действует три льготы:
- дети до 7 лет — ездят бесплатно в сопровождении совершеннолетних;
- учащиеся школ, средне-профессиональных и высших образовательных учреждений, а также аспиранты могут приобрести льготный проездной — 415 руб. на один месяц и 1 тыс. 245 руб. — на два, 270 руб. на месяц только на наземный транспорт.;
- граждане, владеющие социальной картой москвича, могут ездить на всем столичном общественном транспорте бесплатно (кроме частных автобусов и маршруток, а также кроме такси).
Итог
Таким образом, выгоднее ездить на метро и на другом столичном общественном транспорте по карте «Тройка». Чуть больше придется заплатить при использовании банковской карты или гаджета с NFC чипом.
В то время «Единый билет» — это наименее выгодный вариант. Им не стоит пользоваться даже туристам и тем, кто в столице проездом на день. Ничего не мешает купить тройку за 50 руб., пополнить ее на нужную сумму, сэкономить на проезде, а после совершения последней поездки просто вернуть карту получить деньги обратно. Это можно сделать на любой станции метрополитена.
Если по каким-либо причинам карта «Тройка» не подходит, то лучше всего оплачивать проезд напрямую у турникета с карты. Это будет в любом случае выгоднее, чем покупка «Единого Билета».