Изменения в бюджетном бухучете

Автор статьи

Виктория Ананьина

3 минуты на чтение
737 просмотров
Содержание Содержание

Существует огромное количество государственных, автономных, казенных учреждений, которые ведут свою деятельность в рамках бюджетного учета. Такой учет сложен и разнообразен, он разительно отличается от бухучета коммерческих организаций. Законодатель периодически вносит в правила учета изменения, чтобы в каких – то конкретных случаях упростить учет, а где – то сделать деятельность учреждений прозрачной и понятной.

Каждый день принимается множество нормативных актов, касающихся той или иной сферы деятельности организаций и, конечно, очень сложно следить за всеми изменениями законодательства. Постараемся кратко разобрать основные новшества, ожидающие бухгалтеров в 2024 году.

Ввод в действие федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ)

Для построения четкой и стройной системы бюджетного бухгалтерского учета в настоящее время идет процесс внедрения ФСБУ. Ввод стандартов учета является совершенно новой инициативой. Именно в этом направлении произошло большое количество изменений в учете. Всего планируется ввести в действие 29 стандартов, этот процесс проводится поэтапно. В 2024году было введено пять таких стандартов, с 2024 года еще пять.

В текущем году изменения коснутся следующих направлений:

  • Приказ №278н закрепляет нормативы по Отчету о движении денежных средств. Стандарт применяется с отчетности за 2024год. Данные по производным финансовым инструментам должны быть показаны в отчетности за 2024 год. Под производным финансовым инструментом понимается договор на поставку актива по установленной цене в определенные сроки. В документе дается классификация денежных потоков, регламентируется раскрытие информации в Пояснении к бухгалтерской отчетности, содержится требование о составлении отчета в разрезе КОСГУ на основе аналитической информации.
  • Приказ №274н касается учетной политики, оценочных значений и ошибок. Учетная политика является одним из основных документов организации, на её основе построены все процессы учета. Приказ содержит информацию по формированию, утверждению, изменению и раскрытию учетной политики; описывает каким образом можно отразить изменение оценочных значений; как исправить ошибки в бухгалтерской отчетности. Учетная политика на 2024 год составляется по новым правилам.
  • Приказ №32н содержит информацию, каким образом должны оцениваться доходы. В учете их принято разделять на доходы от необменных операций и доходы от обменных операций. Приказ содержит разъяснения по учету доходов как первой, так и второй группы, а также определяет раскрытие информации о доходах в бухгалтерской отчетности. Согласно приказа отдельные статьи группы «Доходы»пополнились новыми категориями доходов, получили новые названия. Например, безвозмездные платежи, отражаемые по статье 150, теперь приводятся без детализации. Ранее статья распределялась на подгруппы.
  • Приказ №275н рассказывает об изменении порядка отражения событий, возникших после отчетной даты, дает представление как правильно учитывать вновь появившуюся информацию о фактах деятельности учреждения.
  • Валютные операции в госсекторе не самое распространенное явление, но они все – таки встречаются. Приказ №122н закрепляет каким образом определяется стоимость валютных объектов.

План финансово – хозяйственной деятельности и государственное задание

План ФХД составляется учреждением на 2024год по прежним правилам, но с учетом уточнений по заполнению отдельных граф (Приказ Минфина №221н). С 2024 года изменится бланк и порядок составления плана. Данное изменение регламентирует Приказ Минфина №186н.

В отношении государственного задания меняются только сроки его утверждения. Задание на 2024 год утверждается не позднее 15 рабочих дней с даты доведения лимитов бюджетных обязательств получателю средств федерального бюджета.

Новое в составлении бюджетных смет

Для казенных учреждений обязательно составление бюджетных смет. В соответствии с Приказом Минфина №26н в 2024 году сметы нужно составлять по новым правилам. Согласно внесенным изменениям, теперь в смете отражаются не только текущие показатели, но и плановые. Структура сметы в целом изменена, введены новые разделы. Кроме того, утверждены обоснования для бюджетных смет. Срок утверждения сметы для большей части учреждений остался неизменным. Законодатель решил изменить сроки только для бюджетных смет, в которых присутствует информация, являющаяся государственной тайной. Срок утверждения такого документа – 20 рабочих дней с момента доведения лимитов бюджетных обязательств. Смета отправляется главному распорядителю бюджетных средств не позднее следующего дня после даты утверждения.

Что изменилось в кодах вида расходов (КВР)?

Частичные изменения произошли в КВР. Основная масса нововведений касается выплаты пособий и заработной платы, а также оплаты командировочных расходов.

  1. КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений» теперь дополнительно включает в себя:
  • Компенсацию, определенную частью 3 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации;
  • Денежное поощрение, в том числе при выходе на пенсию по выслуге лет;
  • Задолженность по зарплате, если она возникла во время прогулов не по вине работника. В этом случае должно быть решение суда, которое вступило в силу.
  1. Для КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений за исключением фонда оплаты труда» на законодательном уровне закрепили перечень затрат, которые раньше тоже относились к этому коду на основании писем Минфина. Нововведением в данном случае является то, что затраты по командировкам в рамках одного КВР относятся на разные КОСГУ. Оплата командировок по контрактам, заключенным с учреждением, оплачиваются по старым правилам.
  2. После внесения изменений КВР 113 включает в себя следующие позиции:
  • Оплата питания, проживания, проезда тренеров, спортсменов, учащихся;
  • Компенсация учащимся суточных, питания, проезда к месту обучения, практики, подготовки диплома.
  1. В КВР 244 закрепили расходы, которые и раньше отражались на нем.

Для удобства представим соотношение основных КОСГУ и КВР в таблице.

КОСГУ КВР Содержание операции
211 111, 121 Оклад, компенсационные, стимулирующие выплаты
212 112, 122 Суточные, подъемные
266 111, 112, 121, 122 Больничный лист за счет учреждения, дополнительная компенсация, выходное пособие
213 119, 129 Больничные листы и пособия за счет ФСС
226 112, 122 Оплата проезда и проживания во время командировки, медосмотр

Изменение КБК в соответствии с Приказом №132н

До конца 2024 года правила бюджетной классификации регламентировал приказ №65н.

С 2024года принято решение внести изменения в КБК. Появилось 12 новых кодов, которые, в основном, касаются разного рода акцизов и налога на дополнительный доход. В то же время коды по страховым взносам или  НДФЛ остались неизменными.

Порядок представления годовой бухгалтерской отчетности

С 2024 года обновлены формы отчетности и способы её предоставления. Теперь бюджетные организации в обязательном порядке представляют отчет в электронном виде. Бумажный отчет стал необязательным. Однако, если для конкретного учреждения существуют законы, распоряжения или постановления, требующие представить отчет еще и в бумажном виде, это необходимо сделать.

В налоговую службу годовой отчет представляется либо в бумажной форме, либо посредством ТКС. Срок сдачи не изменился – 31 марта.

Как вносятся записи, которые отражают события после отчетной даты?

Понятие события после отчетной даты входит в один из стандартов, принятых на 2024год.

Не всегда информация о том или ином событии хозяйственной жизни учреждения поступает своевременно. Случается, что до подписания отчетности появляется информация о фактах деятельности, которые имеют большое влияние на финансовый результат. В этом случае возможны две ситуации:

  • Событие происходит до отчетной даты, но в учете не отражено, поскольку информация о нем появилась после отчетного периода. В этом случае операция, отражающая событие, вносится датой последнего дня отчетного периода, отчетность нужно переформировать.
  • Существенная информация о факте хозяйственной деятельности поступила после отчетной даты. Все записи факта делаются в текущем периоде, а в пояснительной записке событие описывается и оценивается в денежном выражении.

Как видим, в бюджетный учет учреждений внесено большое количество изменений, принято множество нормативных актов. Бухгалтеру остается досконально изучить нововведения и успешно применять их на практике.

Хочется верить, что все усилия законодателя, направленные на четкую систематизацию бюджетного бухгалтерского учета, не пропадут даром. В результате проведения преобразований бюджетный учет должен стать прозрачным и понятным инструментом для описания хозяйственных процессов учреждения.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи