Существует огромное количество государственных, автономных, казенных учреждений, которые ведут свою деятельность в рамках бюджетного учета. Такой учет сложен и разнообразен, он разительно отличается от бухучета коммерческих организаций. Законодатель периодически вносит в правила учета изменения, чтобы в каких – то конкретных случаях упростить учет, а где – то сделать деятельность учреждений прозрачной и понятной.
Каждый день принимается множество нормативных актов, касающихся той или иной сферы деятельности организаций и, конечно, очень сложно следить за всеми изменениями законодательства. Постараемся кратко разобрать основные новшества, ожидающие бухгалтеров в 2024 году.
Ввод в действие федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ)
Для построения четкой и стройной системы бюджетного бухгалтерского учета в настоящее время идет процесс внедрения ФСБУ. Ввод стандартов учета является совершенно новой инициативой. Именно в этом направлении произошло большое количество изменений в учете. Всего планируется ввести в действие 29 стандартов, этот процесс проводится поэтапно. В 2024году было введено пять таких стандартов, с 2024 года еще пять.
В текущем году изменения коснутся следующих направлений:
- Приказ №278н закрепляет нормативы по Отчету о движении денежных средств. Стандарт применяется с отчетности за 2024год. Данные по производным финансовым инструментам должны быть показаны в отчетности за 2024 год. Под производным финансовым инструментом понимается договор на поставку актива по установленной цене в определенные сроки. В документе дается классификация денежных потоков, регламентируется раскрытие информации в Пояснении к бухгалтерской отчетности, содержится требование о составлении отчета в разрезе КОСГУ на основе аналитической информации.
- Приказ №274н касается учетной политики, оценочных значений и ошибок. Учетная политика является одним из основных документов организации, на её основе построены все процессы учета. Приказ содержит информацию по формированию, утверждению, изменению и раскрытию учетной политики; описывает каким образом можно отразить изменение оценочных значений; как исправить ошибки в бухгалтерской отчетности. Учетная политика на 2024 год составляется по новым правилам.
- Приказ №32н содержит информацию, каким образом должны оцениваться доходы. В учете их принято разделять на доходы от необменных операций и доходы от обменных операций. Приказ содержит разъяснения по учету доходов как первой, так и второй группы, а также определяет раскрытие информации о доходах в бухгалтерской отчетности. Согласно приказа отдельные статьи группы «Доходы»пополнились новыми категориями доходов, получили новые названия. Например, безвозмездные платежи, отражаемые по статье 150, теперь приводятся без детализации. Ранее статья распределялась на подгруппы.
- Приказ №275н рассказывает об изменении порядка отражения событий, возникших после отчетной даты, дает представление как правильно учитывать вновь появившуюся информацию о фактах деятельности учреждения.
- Валютные операции в госсекторе не самое распространенное явление, но они все – таки встречаются. Приказ №122н закрепляет каким образом определяется стоимость валютных объектов.
План финансово – хозяйственной деятельности и государственное задание
План ФХД составляется учреждением на 2024год по прежним правилам, но с учетом уточнений по заполнению отдельных граф (Приказ Минфина №221н). С 2024 года изменится бланк и порядок составления плана. Данное изменение регламентирует Приказ Минфина №186н.
В отношении государственного задания меняются только сроки его утверждения. Задание на 2024 год утверждается не позднее 15 рабочих дней с даты доведения лимитов бюджетных обязательств получателю средств федерального бюджета.
Новое в составлении бюджетных смет
Для казенных учреждений обязательно составление бюджетных смет. В соответствии с Приказом Минфина №26н в 2024 году сметы нужно составлять по новым правилам. Согласно внесенным изменениям, теперь в смете отражаются не только текущие показатели, но и плановые. Структура сметы в целом изменена, введены новые разделы. Кроме того, утверждены обоснования для бюджетных смет. Срок утверждения сметы для большей части учреждений остался неизменным. Законодатель решил изменить сроки только для бюджетных смет, в которых присутствует информация, являющаяся государственной тайной. Срок утверждения такого документа – 20 рабочих дней с момента доведения лимитов бюджетных обязательств. Смета отправляется главному распорядителю бюджетных средств не позднее следующего дня после даты утверждения.
Что изменилось в кодах вида расходов (КВР)?
Частичные изменения произошли в КВР. Основная масса нововведений касается выплаты пособий и заработной платы, а также оплаты командировочных расходов.
- КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений» теперь дополнительно включает в себя:
- Компенсацию, определенную частью 3 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации;
- Денежное поощрение, в том числе при выходе на пенсию по выслуге лет;
- Задолженность по зарплате, если она возникла во время прогулов не по вине работника. В этом случае должно быть решение суда, которое вступило в силу.
- Для КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений за исключением фонда оплаты труда» на законодательном уровне закрепили перечень затрат, которые раньше тоже относились к этому коду на основании писем Минфина. Нововведением в данном случае является то, что затраты по командировкам в рамках одного КВР относятся на разные КОСГУ. Оплата командировок по контрактам, заключенным с учреждением, оплачиваются по старым правилам.
- После внесения изменений КВР 113 включает в себя следующие позиции:
- Оплата питания, проживания, проезда тренеров, спортсменов, учащихся;
- Компенсация учащимся суточных, питания, проезда к месту обучения, практики, подготовки диплома.
- В КВР 244 закрепили расходы, которые и раньше отражались на нем.
Для удобства представим соотношение основных КОСГУ и КВР в таблице.
КОСГУ | КВР | Содержание операции |
211 | 111, 121 | Оклад, компенсационные, стимулирующие выплаты |
212 | 112, 122 | Суточные, подъемные |
266 | 111, 112, 121, 122 | Больничный лист за счет учреждения, дополнительная компенсация, выходное пособие |
213 | 119, 129 | Больничные листы и пособия за счет ФСС |
226 | 112, 122 | Оплата проезда и проживания во время командировки, медосмотр |
Изменение КБК в соответствии с Приказом №132н
До конца 2024 года правила бюджетной классификации регламентировал приказ №65н.
С 2024года принято решение внести изменения в КБК. Появилось 12 новых кодов, которые, в основном, касаются разного рода акцизов и налога на дополнительный доход. В то же время коды по страховым взносам или НДФЛ остались неизменными.
Порядок представления годовой бухгалтерской отчетности
С 2024 года обновлены формы отчетности и способы её предоставления. Теперь бюджетные организации в обязательном порядке представляют отчет в электронном виде. Бумажный отчет стал необязательным. Однако, если для конкретного учреждения существуют законы, распоряжения или постановления, требующие представить отчет еще и в бумажном виде, это необходимо сделать.
В налоговую службу годовой отчет представляется либо в бумажной форме, либо посредством ТКС. Срок сдачи не изменился – 31 марта.
Как вносятся записи, которые отражают события после отчетной даты?
Понятие события после отчетной даты входит в один из стандартов, принятых на 2024год.
Не всегда информация о том или ином событии хозяйственной жизни учреждения поступает своевременно. Случается, что до подписания отчетности появляется информация о фактах деятельности, которые имеют большое влияние на финансовый результат. В этом случае возможны две ситуации:
- Событие происходит до отчетной даты, но в учете не отражено, поскольку информация о нем появилась после отчетного периода. В этом случае операция, отражающая событие, вносится датой последнего дня отчетного периода, отчетность нужно переформировать.
- Существенная информация о факте хозяйственной деятельности поступила после отчетной даты. Все записи факта делаются в текущем периоде, а в пояснительной записке событие описывается и оценивается в денежном выражении.
Как видим, в бюджетный учет учреждений внесено большое количество изменений, принято множество нормативных актов. Бухгалтеру остается досконально изучить нововведения и успешно применять их на практике.
Хочется верить, что все усилия законодателя, направленные на четкую систематизацию бюджетного бухгалтерского учета, не пропадут даром. В результате проведения преобразований бюджетный учет должен стать прозрачным и понятным инструментом для описания хозяйственных процессов учреждения.