Прокуратура готовит реформы в законодательство о дорожных комплексах
Дорожные камеры по-прежнему иногда используются «не для предотвращения правонарушений, а для получения дополнительных доходов для региональных властей и работодателей». Об этом Ъ сообщили в Генеральной прокуратуре после проверки работы автоматических фиксирующих комплексов в 2021 году. Контрольный орган предлагает внести изменения в законодательство, чтобы было удобнее отменять ошибочно наложенные на граждан штрафы. Ранее с инициативой выступили Минюст и депутаты Госдумы, но до логического завершения дело так и не дошло.
В 2021 году региональные прокуратуры проверяли законность использования дорожных камер и правомочность договоров на эксплуатацию систем коррекции нарушений ПДД, сообщили «Ъ» в Генпрокуратуре. «Несмотря на принятые ведомствами меры, ситуация в этой сфере продолжала оставаться сложной», — отметили в контролирующем органе.
«Часто системы фото- и видеофиксации устанавливаются в самых оживленных местах, они используются не для предотвращения правонарушений, а для получения дополнительных доходов региональными властями и предпринимателями», — отметили в Генпрокуратуре.
Прокуроры Бурятии, Дагестана, Карелии, Краснодара, Хабаровской, Иркутской, Кировской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Московской, Омской, Самарской, Ульяновской областей, в частности, обнаружили камеры, установленные «вне мест концентрации аварий». Согласно методике определения расположения камер (утвержденной в 2018 г.), это обязательное условие их установки. В результате «ответных мероприятий» комплексы остались только в районах с высокой аварийностью (сколько камер было демонтировано по результатам проверок, не сообщается).
Генеральная прокуратура приводит в пример ситуацию в Нижегородской области: с 21 по 26 августа с помощью камер ГИБДД выписано более 6,5 тыс штрафов за превышение скорости, на общую сумму более 4,2 млн рублей. При этом фактически нарушений не было, но, исправляясь неправильно, комплекс неправильно определял скорость. Все штрафы отменены. В Московской области на Холмогорской трассе М-8 (на участке МКАД-Пушкино) решением Росавтодора с 21 октября повышен скоростной режим с 90 до 110 км/ч, о чем свидетельствует знаки. Но до 25 октября ГИБДД штрафовала автовладельцев по старому ограничению. Постановления получили 1,8 тыс человек. В городе Волхов (Ленинградская область) с 11 по 21 октября штрафы выписывались по снимкам с камер исходя из ограничения скорости 40 км/ч, хотя фактически ограничение составляло 60 км/ч. ГАИ незаконно оштрафовала более 3 тыс автовладельцев.Выяснилось, что организация, обслуживающая трассу, не успела выставить знаки 40 км/ч, а комплексы уже перешли на новый режим. В Ульяновске прокуратуре удалось аннулировать 140 штрафов, выписанных в ноябре-декабре: там тоже камеры поставили на 40 км/ч с ограничением 60 км/ч хотя реальный предел был 60 км/ч. ГАИ незаконно оштрафовала более 3 тыс автовладельцев.Выяснилось, что организация, обслуживающая трассу, не успела выставить знаки 40 км/ч, а комплексы уже перешли на новый режим. В Ульяновске прокуратуре удалось аннулировать 140 штрафов, выписанных в ноябре-декабре: там тоже камеры поставили на 40 км/ч с ограничением 60 км/ч хотя реальный предел был 60 км/ч. ГАИ незаконно оштрафовала более 3 тыс автовладельцев.Выяснилось, что организация, обслуживающая трассу, не успела выставить знаки 40 км/ч, а комплексы уже перешли на новый режим. В Ульяновске прокуратуре удалось аннулировать 140 штрафов, выписанных в ноябре-декабре: там тоже камеры поставили на 40 км/ч с ограничением 60 км/ч.
По Республике Марий Эл, Архангельской, Владимирской, Воронежской, Магаданской, Оренбургской, Саратовской, Томской областям, Ханты-Мансийскому автономному округу и ряду других вопросов прокуратура выявила случаи «простоев и неисправностей комплексов» , в том числе в результате «сговора со стороны уполномоченных органов» и «ненадлежащего обслуживания оборудования.
В Белгородской области, например, обнаружено 210 камер на сумму 130 млн рублей, которые не работали с 2019 года по причине «технической несостоятельности»: по требованию прокуратуры готовится документация на восстановление оборудования. А в Новосибирской области проводится проверка после обнаружения камер, которые не использовались шесть лет и в результате пришли в негодность. Все это свидетельствует, поясняют в Генпрокуратуре, о «неэффективном использовании государственных активов». Отметим, что в рамках нацпроекта «Качественные безопасные дороги» на закупку техники в регионах до 2030 года будет выделено 28,7 млрд рублей.
В ноябре 2021 года, выступая в Госдуме, генеральный прокурор Игорь Краснов заявил, что камеры часто используются в целях «монетизации» и «обогащения», а вопросы безопасности отходят на второй план. В прошлом году, сказал он, по поручению президента Генпрокуратура совместно с ФСБ, МВД и Росфиннадзором в ходе совместных проверок установила большое количество «картельных сговоров», «дробных закупок» и приобретение фотоаппаратов, не соответствующих условиям договоров.
В надзорном ведомстве, проанализировав опыт проверок, готовят предложения по изменению законодательства о применении камер. Речь идет, как выяснил Ъ, о внесении изменений в закон «О дорогах и дорожной деятельности».
Законопроект, в частности, позволит даже без заявлений пострадавших граждан аннулировать штрафы, выписанные в период некорректной работы камеры.
Теперь напоминаем, что без обращения гражданина или протеста прокуратуры ГИБДД вы не вправе отменить решение. Аналогичный механизм заложен в проекте нового КоАП Минюста (находится на очередном этапе согласования с ведомствами), а также в законопроекте «Единая Россия», прошедшем первое чтение в декабре 2021 г. (неясно, когда он будет рассмотрен). Напомним, что Владимир Путин поручил разработать механизм отмены незаконных штрафов за фотокамеры в 2019 году. В том же году правительство говорило о возможном отказе от услуг частных дилеров путем внедрения систем фото- и видеофиксации (или об ужесточении требований к такие уступки.
Подводя итоги проверки Генеральной прокуратуры, отметим, они совпали с обострением споров по поводу пересмотра так называемого несанкционированного порога (сейчас скоростной режим может быть превышен без санкции не более чем на 20 км/час). С 2014 года мэрия Москвы пытается лоббировать отмену правила. Вчера заместитель мэра столицы Максим Ликсутов вновь призвал к такому решению, подчеркнув, что эта мера снизит аварийность. «Инициатива г-на Ликсутова откровенно вредна, — заявил секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак. — Эта идея просто пытается залезть поглубже в карманы граждан». Об этом заявил Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин».
Чтобы исключить или минимизировать ошибочные штрафы, необходимо разработать методику изучения материалов для крепления комплексов, считает эксперт по камерам Григорий Шухман.
Сейчас, отмечает он, фото и видео с камер никто не просматривает, штрафы «пломбируются не глядя». Ассоциация «ОКО» (объединяющая производителей и операторов систем фото- и видеофиксации) указала, что в последнее время ведомства представили несколько «инициатив по упорядочению правового регулирования фото- и видеофиксации», несколько проектов закона и ГОСТ, но это процесс никем не координируется. В связи с этим ОКО опасается, что есть риск принятия документов, положения которых противоречат друг другу. В ассоциации считают, что необходимо создать рабочую группу, например, на базе правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.