Формы и виды дополнительного образования. Дополнительное профессиональное образование

Автор статьи

Амина С.

2 минуты на чтение
24 467 просмотров
Содержание Содержание

Рассмотрим основные виды дополнительного образования, актуальные в экономической и социальной ситуации, сложившейся в настоящее время в стране. В эпоху технических инноваций растущей конкуренции необходимо вновь подтверждать профессиональную пригодность. Именно поэтому дополнительное профессиональное образование имеет большое значение. Оно позволяет специалистам повышать уровень профессионализма, приобретать новые навыки и знания, дающие им право работать в новой сфере.

Теоретические аспекты

Дополнительное профессиональное образование является одной из форм послевузовского образования. Оно ориентировано на тех людей, которые уже имеют первое основное среднее образование или высшее. Дополнительное профессиональное образование представляет собой организованный и устойчивый процесс приобретения новых навыков, умений и знаний, позволяющих человеку всесторонне развиваться и реализовывать себя, самоопределяться в профессиональном, социальном и личностном плане.

Этот процесс отличается высокой степенью гибкости. Современное дополнительное образование адаптировано к потребностям целевой аудитории, самостоятельно в выборе методов, форм и средств обучения. Появляется возможность сочетать высокий уровень учебной мотивации с эффективными профессиональными и личностными методами обучения.

Виды ДПО

Рассмотрим основные виды дополнительного образования:

  • профессиональная подготовка, подразумевающая выдачу диплома государственного образца;
  • краткосрочное повышение квалификации с получением сертификата по программам от 72 до 100 академических часов, а также сертификата переподготовки по программам от 100 до 500 часов;
  • курсы, семинары, тренинги, мастер-классы, предполагающие выдачу сертификата.

Все виды дополнительного образования связаны с получением дополнительной информации об образовательных программах, предусматривающих изучение конкретных дисциплин, разделов наук, технологий, необходимых для качественного выполнения новых квалификационных требований.

Особенности образовательного процесса

Министерство образования страны разработало различные формы дополнительного образования в виде удобного, быстрого и недорогого варианта получения второго образования, освоения новой специальности. Они существенно отличаются по уровню подготовки. Курсы повышения квалификации предполагают короткий период обучения, наполнены конкретными предметами, близкими к практике, имеют значительно меньшую стоимость.

По окончании курса вы можете рассчитывать на получение диплома о переподготовке государственного образца, что делает его обладателя более конкурентоспособным на современном рынке труда. Свойство этого документа таково, что дополнительная специальность приравнивается к основной специальности, дает право на осуществление определенного вида деятельности.

Варианты обучения

Повышение квалификации – вариант профессиональной подготовки специалистов, целью которого является ознакомление обучающихся с передовым опытом для профессионального роста. Рассмотрим виды дополнительного образования:

  • краткосрочные, продолжительность которых не превышает 72 часов;
  • теоретические семинары в диапазоне 72-100 часов;
  • длительное обучение (от 100 часов).

Завершение ДПО

Студенты, успешно завершившие курс, могут рассчитывать на получение одного из следующих вариантов государственного документа:

  • сертификат для лиц, прошедших краткосрочное обучение или принимавших участие в работе проблемных и тематических семинаров в объеме 72-100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации для лиц, прошедших обучение в течение 72-100 часов.

Специфика семинаров и тренингов

Курсы повышения квалификации предполагают активную и интенсивную форму обучения. Семинары и тренинги посещают взрослые, которые направлены на практическое освоение приемов использования той или иной технологии. Эта форма отличается активностью участников занятий, максимальное внимание уделяется приобретению практических навыков.

На семинарах и тренингах процесс обучения проходит в виде конкретных действий, анализа полученного опыта, обратной связи с аудиторией, позволяющей обсудить свои стратегии и методы с другими людьми, с целью усвоения определенных уроков. Интеллектуальная и умственная подпитка знаниями, дающая толчок разным идеям, повысит профессиональный уровень.

В рамках семинаров и тренингов используются дополнительные образовательные технологии, позволяющие студентам в полной мере овладеть способами мышления и моделями поведения, познакомиться с инновациями в различных профессиональных областях, открыть внутренние ресурсы и обменяться опытом.

Мастер-классы проводят эксперты, являющиеся специалистами в определенной области. Они могут не только поделиться опытом, но и помочь слушателям найти пути устранения возникающих ошибок. Мастер-класс заканчивается выдачей сертификатов всем его участникам. Современная социокультурная ситуация в нашей стране характеризуется информационной насыщенностью, разнообразными образовательными возможностями для разных слоев населения, в том числе традиционным дополнительным образованием.

Дополнительное образование детей

В настоящее время существуют различные виды дополнительных образовательных учреждений, предназначенных для развития и обучения детей дошкольного и школьного возраста.

Помимо учебы в школе, дети могут посещать разнообразные секции и кружки, предлагаемые в МЦДО. Это бюджетное дополнительное образование предоставляет детям бесплатную возможность для саморазвития и самосовершенствования. В любом городе России есть такие центры, где дети обучаются хореографии, исполнительскому искусству, осваивают технологию вязания и шитья.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования способствует повышению культурно-образовательного уровня человека, позволяет углубить знания детей в той или иной области. В последнее время стало популярным непрерывное профессиональное обучение: школа – вуз – магистратура – ​​аспирантура. Такая схема достигается с помощью доступных инструментов в сфере дополнительного образования.

Преимущества ДО

Отличительной чертой дополнительного образования является тот факт, что в тех учреждениях, которые предлагают гражданам нашей страны повысить свой профессиональный уровень, используются учебные курсы, объем которых не превышает 1000 часов. Это отличный старт для экономического и профессионального роста подрастающего поколения, которое еще не определилось с основной специальностью.

Ответственность организаций дополнительного образования

Помимо образовательных услуг, организации, оказывающие услуги в области непрерывного образования, несут ответственность за:

  • патриотическое, духовное, трудовое воспитание подрастающего поколения;
  • профессиональную направленность подростков;
  • формирование творческого потенциала детей;
  • организацию внеклассной работы школьников;
  • повышение квалификации, подготовку специалистов;
  • приобретение новых знаний, развитие профессионализма в определенной сфере деятельности.

Формы обучения по программа ДО

В настоящее время дополнительное образование в России существует в следующих формах:

  • полный день (день, вечер, в рамках выходного дня);
  • удаленный формат.

Творческие ассоциации

Эти организации создаются для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них нравственных и духовных ценностей. Дети объединены по интересам в группы, обучающиеся по специальной программе. Например, в государственных школах создаются исследовательские клубы. Дети, посещая занятия, получают необходимые теоретические знания для осуществления исследовательской деятельности и проектов, проводят эксперименты и практические опыты, оформляют их, представляют результаты на научных конференциях.

Воскресные лекции

Включают в себя опрос на определенную тему. Аудитория на конференции может быть самой разнообразной, от первоклассников до пожилых людей.

Семинар

Проходит в форме обучающих и практических занятий, в ходе которых обсуждаются сообщения и доклады, подготовленные специалистами.

Лекции

Это заранее спланированные представителями учебного заведения встречи, предназначенные для обсуждения определенной темы. В настоящее время существуют различные типы конференций:

  • видео-конференция;
  • онлайн;
  • деловая конференция;
  • пресс-конференция;
  • эхоконференция;
  • конференция стандартного вида.

Структуры дополнительного образования для детей

Среди таких элементов – творческие лаборатории, факультативы, исследовательские центры, ассоциации, центры по интересам. Эта модель интересна тем, что все группы работают на базе обычной общеобразовательной школы. В творческих экспедициях, научных лабораториях, секциях по интересам активно участвуют не только школьники, но и их наставники и родители.

Заключение

В рамках оптимизации дополнительные образовательные центры стали объединять с обычными школами, библиотеками и краеведческими музеями. Что получается в результате такого симбиоза? Это становится взаимовыгодным сотрудничеством для всех структурных подразделений, входящих в «учебную эксплуатацию». Создается мощная инфраструктура, которая способствует формированию отличной личной и материальной базы. С помощью дополнительных образовательных программ в домашней педагогике осуществляется индивидуально дифференцированный подход к каждому ребенку.

ДПО с каждым годом становится все популярнее, так как помогает сотрудникам удовлетворять потребности работодателя. Благодаря ему можно усовершенствовать свои профессиональные знания и навыки, получить новую квалификацию. Такое обучение доступно как тем, у кого уже есть образование, так и студентам и школьникам. В некоторых профессиях существуют профессиональные стандарты.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи