Драгоценные металлы подлежат обязательному учету на предприятии, для грамотной его организации разработаны специальные нормативные документы, в числе которых Постановление Правительства РФ №731 и Приказ Минфина №69н. Первый документ введен в действие 28 сентября 2000 г., второй – 29 августа 2001. Этой документацией следует руководствоваться и в настоящий момент в вопросах учета драгметаллов на стадиях добычи, хранения, использования в чистом виде, а также в составе изделий, деталей, полуфабрикатов, приборов, оборудовании и прочих объектов.
Указанная нормативная документация обязывает владельцев драгоценных металлов проводить ежегодную инвентаризацию, цель которой – подтверждение факта наличия ценностей, соответствие реальных количественных и массовых показателей данным бухучета, оценка состояния и пригодности к использованию по назначению.
Для отражения показателей о драгметаалах и изделий, содержащих такие ценности, применяются унифицированные бланки актов:
- ИНВ-8 – заполняется в отношении драгметаллов и изделий, изготовленных из таких металлов (например, ювелирные изделия – кольца, цепи) ⊕ образец заполнения акта ИНВ-8;
- ИНВ-8а – заполняется в отношении драгметаллов, входящих в состав иных объектов, используемых предприятием в деятельности (в приборах различного назначения, оборудовании, узлах, полуфабрикатов).
Бланк ИНВ-8а
Акт инвентаризации ИНВ-8а оформляется в процессе инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в других объектах. При этом в акте показываются те ценности, которые есть в организации на момент проведения инвентаризации. Не включаются в акт ИНВ-8а драгоценные металлы в составе других изделий, находящихся в пути, переданных для обработки или хранения другим лицам, принятые по договорам хранения от других лиц, а также находящиеся в не распакованном виде.
Унифицированный бланк акта инвентаризации ИНВ-8а утвержден Постановлением Госкомстата №88 18.08.98.
Записи в бланк вносятся в ходе подсчетов, обмеров и взвешиваний драгметаллов в составе иных объектов. По каждому виду актива, содержащего драгоценные металлы, заполняется отдельная строка табличной части ИНВ-8а, при этом приводятся сведения как о самом объекте с содержанием драгметалла, так и массовые показатели металлов в чистом виде, выраженные в граммах.
Проведение инвентаризации драгметаллов
Согласно требованиям нормативных актов, определяющих порядок учета драгметаллов, в обязательном порядке инвентаризация проводится один раз в год – по состоянию на 1 января.
На протяжении года может потребовать дополнительная инвентаризация, если есть для этого повод:
- Меняется лицо, отвечающие за сохранность приборов, оборудования, полуфабрикатов и прочих активов, включающих драгоценные металлы;
- Выявляются случаи недопустимых действий по отношению к таким объектам – кража, порча;
- Закрытие предприятия, изменение формы организации (реорганизация);
- Форс-мажорные обстоятельства – пожары, наводнения, стихийные бедствия, чрезвычайные и непредвиденные ситуации.
В течение года число инвентаризаций по указанным выше причинам может быть любым, никаких ограничений не установлено.
Задание на проведение инвентаризации с указанием причины прописывается в приказе или распоряжении, может использоваться типовой бланк ИНВ-22. Приказ утверждается список лиц, на которых возлагаются обязанности по проведению инвентаризационной процедуры, заполнению соответствующей документации, устанавливается вид имущества, подлежащего проверке, а также временной период проведения.
В число драгоценных металлов, подлежащих инвентаризации, входит:
- Платина;
- Золото;
- Серебро.
Полуфабрикаты, изделия, сборочные узлы, станки, приборы, оборудование и прочие объекты, в составе которых имеется драгоценный металл, должны быть осмотрены членами инвентаризационной комиссии. Наличие в составе таких объектов драгметаллов прописывается в технической документации.
Приказ выдается председателю инвентаризационной комиссии, который проводит инструктаж с членами комиссии, осуществляются подготовительные меры, при необходимости обучаются сотрудники, формируются акты инвентаризации для заполнения в ходе проведения проверки.
Акт может быть подготовлен инвентаризационной комиссией с заполнением всех граф и строк бланка, также эту процедуру может провести бухгалтерия. Если учет на предприятии ведется с применением компьютерных технологий, например, с использованием специальных бухгалтерских программ, то акт распечатывается с уже заполненными основными полями в заголовочной части, а также с заполненными графами таблицы с 1 по 9. Остальные графы заполняют члены комиссии.
Заполнение акта и сопутствующие процедуры по взвешиванию, обмеру, подсчету драгметаллов в составе различных основных средств проводится в присутствии материально-ответственных лиц, подписи которых на акте свидетельствуют о корректных действиях членов инвентаризационной комиссии и правильности показанных в акте данных.
Акт формируется в двух экземплярах: первый передается МОЛ, второй – бухгалтеру для обработки и хранения.
Заполнение акта ИНВ-8а
Бланк представлен заголовочной частью, расположенной на первой странице, и таблицей. В таблицу последовательно вносятся выявленные объекты, в составе которых, согласно прилагаемой документации, присутствуют драгоценные металлы.
Таблица может располагаться на нескольких листах, если одного листа не хватает для отражения необходимых изделий. По результатам каждой страницы считаются итоговые значения, а также прописью указываются полученные фактические результаты.
После внесения объектов с содержание драгметаллов в таблицу, считаются общие значения по акту (показатели чистой массы драгоценных металлов в граммах).
В отношении каждого объекта с включением драгметаллов (полуфабриката, прибора, оборудования и т.д.) заполняется 18 граф таблицы.
Заполнение табличной части бланка ИНВ-8а
Номер графы | Заполняемая информация |
1 | Приводится последовательная нумерация строк таблицы. |
2 | Наименование объекта, содержащего по данным паспорта драгоценные металлы. |
3 | Код объекта по внутренней номенклатуре, присвоенный ему при поступлении на предприятие. |
4 | Единица измерения по ОКЕИ. Если число объектов измеряется в штуках, то ставится код 796. |
5 | Наименование единицы измерения, также берется из классификатора в сокращенном виде. |
6 | Год изготовления или выпуска указанного объекта в соответствии с документацией к нему. |
7 | Инвентарный номер объекта, присвоенный ему при поступлении в организацию и сохраняющийся за ним в течение периода использования на предприятии. |
8 | Номер, присвоенные объекту заводом изготовителем. |
9 | Номер паспорта объекта. |
10, 12, 14 | Чистая масса драгоценных металлов (золото, серебро, платина), находящихся в указанном объекте, поле заполняется на основании паспорта, в котором прописывается массовое содержание металлов в граммах. |
11, 13, 15 | Аналогичный показатель, установленный членами инвентаризационной комиссии в ходе обмеров, подсчетов и взвешиваний. |
18 | Дата списания объекта. |
Под таблицей прописью обозначается суммарные фактические показатели по каждой странице и по акту в целом:
- итоговое число заполненных строк таблицы;
- суммарное количество объектов;
- итоговая масса каждого вида драгоценных металлов.
Заполненный бланк акта инвентаризации подписывается каждым членов инвентаризационной комиссии, при этом первым в списке указывается председатель. Подписи подтверждают, что ценности учтены, и данные корректно внесены в строки инвентаризационного акта.
МОЛ обязаны присутствовать в ходе проведения инвентаризации, отслеживаться корректность манипуляций членов комиссии. Если данные лица по окончанию проверки согласны с полученными результатами, то ставятся подписи на последнем листе бланка ИНВ-8а.
Заполнение первого листа акта ИНВ-8а
На титульном листе акта МОЛ оставляют расписку о том, что вверенные им ценности учтены, находятся в местах хранения и использования, непригодные объекты списаны, поступившие – оприходованы, приходная и расходная документация сдана в бухгалтерию для внесения необходимых сведений в учетные бухгалтерские регистры.
Кроме того, на первой странице акта инвентаризации должны быть заполнены следующие сведения:
- Реквизиты организации;
- Подразделение, в котором проводится инвентаризация;
- Направление деятельности по ОКВЭД;
- Наименование бланка, содержащего задание инвентаризационной комиссии на проведение проверки;
- Реквизиты распорядительного документа;
- Сроки инвентаризационной процедуры, в которые должны уложиться члены комиссии;
- Номер и дата акта. Нумерация определяется предприятием самостоятельно, для удобства и наглядности включаются буквенные, цифровые обозначения, знаки.
Заполненный акт инвентаризации передается в бухгалтерию для анализа результатов, выявления расхождений и несоответствий учетных и практических показателей. Излишки и недостача подлежат переносу в сличительные ведомости, на основании которой принимается решение о принятии к учету установленных излишков и методах устранения выявленной недостачи. Порча, недостача списывается. Если выявляются виновные лица, то покрытие расходов может быть возложено на этих лиц. Решение о методах устранения расхождений утверждается руководителем посредством издания приказа.