Как уже сообщалось в конце прошлого года Правительством подготовлен новый проект по адресной помощи малообеспеченному населению России.
В рамках эксперимента в проекте будет участвовать Татарстан и Нижегородская область. В случае успешной реализации в двух пилотных регионах, проект будет распространен на все субъекты Федерации. Суть проекта сводится к тому, что не граждане должны будут подавать заявление о том, что они нуждаются в социальной помощи, а государственная машина будет самостоятельно анализировать все данные, выявляя малоимущих и социально незащищенных россиян.
Внедрение такой системы не будет означать отказа от имеющихся социальных программ. Цель создания такой системы будет заключаться в поиске наиболее предпочтительного механизма социальной поддержки населения государством. Вместе с тем, еще в 2019 году были запущены подобные системы по поиску нуждающихся граждан и назначенных им пособиях. Их целью стала борьба с бедностью:
Во-первых, происходило выявление семей с низким уровнем дохода для назначения им адресной поддержки.
Во-вторых, производился поиск возможных скрываемых доходов у граждан, уже получающих пособия.
Однако, в этом случае порядок помощи был заявительный и предполагал активное участие самих граждан. Сейчас же предполагается, что государство будет активно мониторить благосостояние граждан. Например, не все граждане знают о том, что им положена какая-то дополнительная льгота/субсидия, или же о том, что в сложившейся сложной жизненной ситуацией они имеют право на какую-то поддержку от государства.
В рамках реализации данного проекта будут задействованы сразу несколько ведомств:
- Министерство труда,
- Министерство экономики,
- Министерство финансов,
- Росстат,
- Пенсионный фонд,
- Фонд социального страхования,
- Федеральная Налоговая служба.
Запланирована реализация проекта в три основных этапа:
- Сбор информации о гражданах.
- Сбор данных об уже предоставляемых льготах.
- Выработка критериев оценивания нуждаемости и проработка самих методов адресной помощи.
Разумеется, что сбором информации о доходах и расходах граждан займется, в первую очередь, Налоговая служба, а вопросы нуждаемости и необходимой дополнительной поддержки будут прорабатываться Пенсионным фондом и Фондом социального страхования.
При всей благой цели проекта, эксперты опасаются, что данные, которые налоговики будут получать в ходе мониторинга благосостояния граждан, будут использованы для контроля и слежки. Подобная система позволит налоговикам видеть в реальном времени видеть все реальные доходы и расходы граждан. Юристы считают, что такие полномочия необходимы самим налоговикам не столько для оценки нуждаемости, сколько для сопоставления декларируемых доходов и реальных расходов. Таким способом Налоговая служба будет искать тех, кто тратит больше, чем официально получает, и, вероятно, на это основании взыскивать дополнительный подоходный налог.
В Правительстве отмечают, что данный проект является важным аспектом технологического обеспечения социальной сферы.