Эксперт рассказала, какие комиссии банки не имеют права брать

Автор статьи

Анастасия Перова

1 минуту на чтение
458 просмотров

Несмотря на то, что в последние годы законодательство ужесточило требования к банкам, микрофинансовым и другим кредитным организациям, некоторые организации до сих пор используют запрещенные сборы. Чаще всего они бывают в виде скрытых платежей, о наличии которых потребитель узнает только после заключения договора. О том, как их распознать и что делать, если с вас взяли незаконную комиссию, рассказала Ольга Дайнеко, эксперт Центра финансового образования НИФИ Минфина России.

Таким образом, комиссии, являющиеся неотъемлемой частью предоставляемых банком услуг, являются незаконными. Например, комиссия за рассмотрение кредитной заявки, ее предоставление, зачисление денежных средств на счет заемщика, открытие и ведение ссудного счета (банковский счет для перечисления кредитных средств открывается только на время действия кредитного договора , за что взимание комиссии за это незаконно), информирование о задолженности; комиссия за досрочное расторжение кредитного договора; комиссия за выдачу личных средств в ячейку банка, переводы Дайнеко.

В целом ГК предусматривает только следующие виды комиссий (платежей): это проценты за пользование кредитом, проценты с суммы вклада, а также плата за банковские услуги за проведение операций с деньгами на счете, говорит эксперт. Также законно будет взимать комиссию за конвертацию валюты, снятие наличных со стороннего банка или кредитной карты, а также денежные переводы (например, при переводе с кредитной карты). «Чтобы не платить комиссию при переводе с одной карты на другую в другом банке, вы можете воспользоваться Системой быстрых платежей (ФПС) в мобильном приложении. Ежедневный минимальный лимит на такие переводы составляет 150 тысяч рублей. Всего 100 тысяч рублей и более. Это зависит от условий конкретного банка», — советует Дайнеко.

Скрытые платежи часто появляются без нарушений законодательства, но из-за невнимательности или обмана потребителей предоставляемая информация является неполной. Все дополнительные непредвиденные платежи такого типа чаще всего связаны с навязанными услугами: добровольные страховые взносы, СМС информирование, предоставление справок и выписок по банковским счетам, юридическое сопровождение, консультирование, «телемедики» и т.д.

Что делать, чтобы избежать дополнительных расходов

Рассмотрите несколько предложений банка, чтобы выбрать то, которое подходит именно вам.

Внимательно ознакомьтесь с текстом договора непосредственно в банке (желательно заранее) перед его подписанием. Попросите разъяснений по всем возникшим вопросам и тем пунктам договора, которые вызывают сомнения.

Если это кредит, попросите составить график платежей по кредиту и уточнить его общую стоимость с учетом переплаты за весь период. Уточнить условия предоплаты, размер штрафов, способ ежемесячной оплаты.

Заранее обсудите, какие дополнительные услуги могут быть вам полезны, а от каких следует отказаться (или купить услугу позже, если это необходимо).

Приобретая дополнительную услугу, узнайте алгоритм ее оплаты, способы отказа и возврата денег.

Что делать, если комиссия была отменена неправомерно

  1. Собрать документы, подтверждающие факт взимания комиссии (договор, выписка из банка).
  2. Обратиться с претензией в финансовое учреждение. В иске представить доводы о незаконности и/или необоснованности отмены комиссии.
  3. В случае отказа (или бездействия по претензии) потребитель вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и Центральный банк России.
Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи