Условиями договора коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя на передачу объектов интеллектуальной собственности третьим лицам. В гражданском праве подобные правоотношения называют субконцессией. В статье разберем, как составить договор субконцессии, какие его основные условия и обязательные реквизиты.
Понятие коммерческой субконцессии по ГК РФ
Прежде чем разбираться с понятием коммерческой субконцессии, выясним значение термина «коммерческая концессия».
В российском правовом поле коммерческой концессией называют франчайзинг – процедуру, в рамках которой одна сторона (правообладатель, франчайзер) передает второй стороне (пользователю, франчайзи) комплекс интеллектуальных прав, которые включает торговую марку, товарный знак, знак обслуживания, секреты производства и ноу-хау.
Передача интеллектуальных прав может производиться полностью (полный комплекс интеллектуальных объектов) или частично (определенные объекты НМА) на условиях временного и платного пользования.
Условия договора коммерческой концессии могут предусматривать право пользователя на субконцессию, подразумевающую передачу интеллектуальных прав в пользования третьим лицам (организациям и ИП). Согласно ст. 1029 ГК РФ, на коммерческую субконцессию распространяются правила, установленные для договора концессии.
Читайте также статью ⇒ «Учет операций по договору коммерческой концессии: у пользователя, у правообладателя, примеры проводок».
Как составить договор субконцессии
Сторонами договора коммерческой субконцессии выступают:
- пользователь интеллектуальными правами по договору концессии (франчайзи);
- организация/ИП, которой передается право пользования комплексом интеллектуальных прав (полностью или частично) от франчайзи.
При заключении договора коммерческой субконцессии необходимо учесть следующие условия:
- Срок действия договора субконцессии не может превышать срока действия основного соглашения франчайзинга (договора концессии).
- На основании договора субконцессии пользователь может передавать третьему лицу как весь комплекс интеллектуальных прав, полученных от правообладателя, так и некоторые объекты.
- Пользователем (франчайзи) по договору коммерческой субконцессии может выступать как одно лицо (организация/ИП), так и несколько лиц. При этом разным сторонам договора может быть передано право пользования различными интеллектуальными объектами.
Согласно п. 2 ст. 1029 ГК РФ, в случае если договор коммерческой концессии признан недействительным, также ничтожным признается и договор субконцессии.
Обязательные реквизиты
Составляя договор субконцессии, стороны обязаны включить в соглашение следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа (договор коммерческой субконцессии);
- дата, место составления;
- наименование сторон (для юрлиц – полное и сокращенное наименование организации, юридический адрес, ИНН, КПП, для ИП – ФИО предпринимателя полностью, адрес регистрации, паспортные данные, ИНН);
- ФИО, должности подписантов договора;
- документы, которые подтверждают полномочия подписантов (для директора – устав, для прочих должностных лиц – доверенность);
- полные банковские реквизиты сторон (номер расчетного счета, наименование и БИК банка).
Основные условия
При составлении договора коммерческой субконцессии в документе следует утвердить следующие основные условия:
№ п/п | Раздел договора субконцессии | Содержание |
1 | Предмет договора |
На основании договора субконцессии пользователь передает третьему лицу право использования объектов интеллектуальных прав, полученных от франчайзера. В предмете договора необходимо отразить конкретный перечень прав, передаваемых третьему лицу (полный комплекс либо отдельные объекты):
Также предмет договора должен иметь ссылку на приложение, в котором содержится описание НМА (изображение торговой марки и товарного знака, рецептуры и калькуляции секретов производства). По договору коммерческой субконцессии пользователь франшизы может передавать только те НМА, которые получены ним по основному договору франчайзинга и при условии, что согласие франчайзера на подобные действия пользователя отражено в основном соглашении. |
2 | Размер и порядок уплаты вознаграждения |
Организация/ИП, получившая право пользования НМА, обязана выплатить пользователю (франчайзи):
В договоре субконцессии стороны утверждают периодичность и срок внесения платежей. |
3 | Обязанности сторон |
По договору субконцессии:
|
4 | Конфиденциальная коммерческая информация |
В перечень конфиденциальной информации в рамках договора субконцессии входит:
|
6 | Ответственность сторон | В рамках договора субконцессии стороны предусматривают размеры неустойки за нарушение условий договора. За систематическое невыполнение требований соглашения возможно инициирование досрочного расторжения соглашения. |
7 | Срок действия договора | Согласно абз. 2 п. 1 ст.1029 ГК РФ, договор субконцессии не может быть заключен на срок, превышающий срок действия основного соглашения концессии. |
Подчеркнем, что согласно п. 4 ст. 1029 ГК РФ, в случае, если вторичные пользователи нарушили условия договора субконцессии, что нанесло вред и ущерб правообладателю, пользователь несет за это субсидиарную ответственность.
Образец договора можно скачать здесь ⇒ Договор коммерческой субконцессии.
Читайте также статью ⇒ «Договор коммерческой концессии: как составить, образец».
Заключение и регистрация договора коммерческой субконцессии
Договор коммерческой концессии считается действительным при одновременном выполнении следующих условий:
- договор составлен в письменной форме;
- договор подписан сторонами (пользователем и вторичным пользователем франшизы);
- договор имеет госрегистрацию.
Если договором не предусмотрено иное, регистрацию соглашения осуществляет пользователь, передающий НМА третьему лицу.
Для регистрации договора субконцессии заявителю (представитель пользователя) необходимо обратиться в Федеральную службу по интеллектуальной собственности со следующими документами:
- оригинал договора коммерческой концессии;
- 2 оригинальных экземпляра договора субконцессии;
- удостоверение личности заявителя;
- документ (доверенность), подтверждающий права представителя;
- заявление о регистрации;
- квитанция об оплате госпошлины (1.000 руб. за каждый договор).
На основании обращения Роспатент регистрирует договор субконцессии, после чего документ вступает в силу.
Читайте также статью ⇒ «Налогообложение франчайзинга».