Весь прошлый год авторынок лихорадило: предложение не поспевало за спросом, цены росли, покупатели выстраивались в очередь. Что будет в следующем 2024 году, разбиралось РИА Новости.
Заговор на авторынке
За 11 месяцев российские дилеры продали почти полтора миллиона новых автомобилей, подсчитали в комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса.
По сравнению с 2020 годом это на семь процентов больше. Однако затем произошел сбой. Показатели до Covid 2019 еще выше.
Во втором квартале 2021 года отрасль столкнулась с нехваткой полупроводников для автомобильного ПО. Чипсы везде в дефиците из-за пандемии и торговой войны между США и Китаем, начавшейся при президентстве Дональда Трампа.
Это парализовало поставки. Некоторым популярным моделям пришлось ждать пять месяцев. И если раньше в люксовом сегменте приходилось терпеть, то теперь проблемы возникли как в мейнстримовом, так и в бюджетном сегментах.
«Производство значительно упало при одновременном росте цен», — говорит Олег Чередниченко, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова.
По данным «АВТОСТАТ», за последние семь лет личный транспорт подорожал в среднем более чем на 80 процентов. По состоянию на 2020 год — с полутора миллионов рублей до почти двух.
Особенно «разгоняли» самую доступную и востребованную модель Lada Granta — с 229 тысяч рублей в январе 2012-го до 520 тысяч в июне 2021-го.
Не отстают и автомобили с пробегом. В декабре прошлого года средняя цена достигла 940 тысяч, что на пять процентов больше, чем в ноябре.
Чем меньше новых автомобилей, тем быстрее растет цена подержанных автомобилей. Россияне активно следят за вторичным рынком. Спрос растет, цены растут.
Многие поставщики изменили бизнес-процессы. Делаем ставку на массовые бренды в маленьких городах и б/у.
Однако влияние дефицита преувеличено, считают аналитики. Для производителей и дистрибьюторов это просто повод переписать ценники. Таким образом, они нивелировали убытки от бычьего пробега.
«В особо удобном положении — продавцы брендов разного класса. В премиум-сегменте наценка на дополнительные услуги достигает 25 процентов», — продолжает Олег Чередниченко.
«Выжимание» денег из клиентов решает текущие проблемы. Это даже позволяет вам сформировать финансовый воздушный карман. Но в конце концов торговцы обманули самих себя. Покупатели вряд ли вернутся к «особо отличившимся» продавцам и порекомендуют их друзьям и знакомым.
Кроме того, впервые с 2014 года в преддверии новогодних праздников дилеры почти не предлагали скидок. У них просто нет на складах обычных запасов для доковидного периода. Так что не ждите посленовогодних распродаж.
А дальше только рост
Цены продолжат расти, предупреждают аналитики. Дефицит сохранится и в первом полугодии. «Это связано с ограничениями в поставках комплектующих для автомобилей. В первую очередь электроники, тех самых микросхем», — пояснил в конце декабря министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Инфляция, как мировая, так и российская, тоже скажется. Хотя ЦБ неоднократно повышал ключевую ставку, резкого снижения цен не будет.
Эксперты «Автостата» уверены, что в ближайшее время средняя цена подержанного автомобиля превысит миллион рублей.
Рынок вряд ли найдет баланс до лета, считает Олег Чередниченко. Некоторые специалисты даже говорят об осени.
Продажи останутся на прошлогоднем уровне, если цены снова не поднимутся.
По этой причине Минпромторг предлагает ограничить норму прибыли официальных автодилеров десятью процентами при продаже новых автомобилей даже в периоды максимального спроса. Ведомство прорабатывает такое соглашение между ассоциацией «Российские автодилеры» и Ассоциацией автопроизводителей.
Доля автомобилей, купленных в кредит, вряд ли изменится. Спрос будет ограничен только падением реальных доходов населения. Покупатели уже предпочитают более простые автомобили.
«На первом и втором месте по продажам — LADA Granta и LADA Vesta. На третьем — Kia Rio. За четвертое место будут бороться Hyundai Creta и Hyundai Solaris. Далее — Volkswagen Polo и LADA Niva», — говорит старший аналитик Esperio Антон Быков. Компания.
Новые автомобили за год могут подорожать на десять процентов. Однако все зависит от эпидемиологической ситуации. Предполагается, что на фоне массовой вакцинации в мире постепенно восстановится производство полупроводников, а следовательно, и самих машин. В результате автомобильный рынок постепенно стабилизируется.