Кредитные истории клиентов российских банков хранятся в бюро кредитных историй (БКИ), и банк или МФО при необходимости могут запросить отчет по кредитной истории. В то же время закон требует, чтобы банк получил согласие клиента на запрос его кредитной истории. Банки включили этот элемент в кредитную заявку (фактически без этого согласия банк не примет заявку), однако все же бывают ситуации, когда банк запрашивает БКИ без разрешения клиента.
Банк России выписывает 90% штрафов банкам за нарушение требований закона о кредитных историях. Чаще всего регулятор наказывает Банк Открытие (76 постановлений в год), Альфа-Банк и Тинькофф Банк.
Штрафы за это нарушение для банков не очень значительны, они составляют от 30 до 50 тысяч рублей. Проблема в том, что выявить нарушение не так просто: если профессиональный кредитор (т.е банк) запрашивает БКИ, то контора не обязана проверять наличие согласия клиента. Банки часто связывают проблему с техническими ошибками и обещают все выяснить и исправить.
Однако банки могут использовать незаконные запросы кредитных отчетов для дополнения данных о клиентах. Например, именно так банки отправляют своим клиентам предварительно одобренные кредиты. Однако иногда клиент может неосознанно подписать согласие на запрос, например, если это согласие описано слишком мелким шрифтом в онлайн-форме.
Для клиентов проблемой могут стать слишком частые запросы кредитных отчетов банками: данные по запросам фиксируются в ИС. То есть, если заемщик решит взять крупный кредит, например ипотеку, банк увидит, что он слишком часто обращался за потребительскими кредитами, и не одобрит из-за этого новый кредит. С этого года CBI не учитывает частые запросы при расчете кредитного рейтинга, но эти данные по-прежнему доступны банкам.
Через полгода вступят в силу новые правила для банков, работающих с CBI. Банки, подающие заявление в бюро, будут обязаны использовать форму согласия субъекта кредитной истории, утвержденную ЦБ. В эту форму включается больше информации, то есть клиент увидит, что он принимает, и его согласие на просьбу будет больше осознанным, чем формальным.