Издержками обращения у торговых предприятий выступают те расходы, без которых никак не обойтись, доставляя товар до покупателя. Данный материал поможет вам узнать, как происходит бухгалтерский учет издержек обращения и для чего и как они рассчитываются.
Учет подобных затрат основывается на постулатах ПБУ 10/99, содержащим только общие предписания. Торговым организациям зачастую приходится решать сложные вопросы, вытекающие из отраслевой специфики, самостоятельно. Об этих особенностях речь пойдет ниже.
Сущность издержек обращения и их группы
Издержки обращения (ИзО) – немаловажная составная текущих затрат. Не входящие в ИзО расходы покрывает прибыль торговой организации. Издержки обращения определяются в RUB и в %. Соответственно, их отражение в отчетных формах и учете ведется в абсолютной сумме и в единицах относительных – в % к общему объему товарооборота (уровень ИзО). Читайте также статью: → «Бухгалтерский учет естественной убыли товаров»
Величина последнего свидетельствует о том, насколько эффективно функционирует торговая фирма. Качественнее отлажен бизнес там, где значение показателя ниже. ИзО обобщают в две группы по:
- Экономическим элементам.
- Затратным статьям.
Важно! Состав и статей, и элементов – стандартен. Торговая фирма вправе включить дополнительные статьи, если посчитает нужным.
Значение издержек обращения торговых организациях
Корректный учет ИзО важен, поскольку их участие в формировании финрезультата – почти решающее:
- ИзО – одни из основных показателей итогового функционирования фирмы;
- величина издержек напрямую оказывает влияние на размер дохода, полученного фирмой от продажи товаров. Поэтому их оптимизация – серьезный фактор возрастания прибыльности и рентабельности.
- уровень ИзО – главный ориентир для определения торговой надбавки (ее минимальной величины);
От ИзО и их уровня зависит то, насколько фирма сможет конкурировать с компаниями, которые работают в той же сфере.
Разновидности издержек обращения в торговле
Систематизация ИзО предполагает их упорядочение по общим особенностям:
Классификационный
критерий |
Виды | Примеры |
∑ товарооборота | — условно-переменные | ИзО, связанные с сохранением товара, его упаковкой, рассортировыванием |
— условно-постоянные | Аморт.;
Потраченные на аренду средства |
|
— смешанные | Зарплата сотрудникам, прочие издержки | |
Состав | — комплексные | Расфасовочные и упаковочные издержки, соблюдение условий сохранности |
— одноэлементные | Рекламные траты | |
Место появления | — внутренние | Обучение персонала и повышение его квалификации; зарплата |
— внешние | Транспортировочные потери | |
Как относятся на издержки | — прямые | Стоимость перевозки; затраты на упаковку товарных единиц, надлежащее хранение |
— косвенные | Суммы на содержание управленческого персонала, рекламные расходы | |
Экономическая природа | — чистые | Относятся к денежному обороту; реклама |
— дополнительные | Траты на незапланированный ремонт; дополнительную фасовку | |
Учет в фирме | — явные | Амортизация ОС; зарплата |
— неявные | Возможности упущенные, к примеру, доход который можно было получить | |
Периодичность возникновения | — текущие | Зарплата; содержание осн. средств, инвентаря |
— единовременные | Оплата одноразовой работы | |
— прочие | Расходы на доставку | |
Уровень управляемости | управляемые (дискреционные) | Объем затрат устанавливается свободно, в зависимости от позиций фирмы |
Неуправляемые
(недискреционные) |
Налоги, взносы |
Основы синтетического учета издержек обращения
Для ведения синтетического учета предназначен активный сч.44. По его дебету бухгалтер собирает суммы расходов, возникшие в процессе основной деятельности, а кредит рассчитанный для их списания. Сальдо по дебету показывает, какие ИзО на еще не проданные товары имеются на складе на конец отчетного периода.
В учете ИзО проводятся записи:
Дебет | Кредит | Пояснение |
44 | 02 | На амортиз. сумму ОС |
05 | На объем аморт. нематериальных активов | |
10 | Списание материалов, пущенных на упаковку товарных единиц и содержание их в сохранности | |
60 | За предоставленные услуги по поставке, охране | |
68 | Начисление налогов, иных отчислений, относящихся на ИзО | |
70, 69 | Заработок и социальные взносы сотрудников | |
71 | Списание сумм, потраченных на командировки, представительские нужды | |
94 | Сумма недостач и потерь от порчи ТМЦ (актуально для уменьшения налогов) |
Списание расходов отражается так:
Дт 90.2 Кт 44
Важно! По кредиту сч. 44 осуществляется списание издержек для определения конечного финрезультата – прибыли или убытка.
Ведение аналитического учета издержек обращения
Аналитический учет ИзО в торговых фирмах ведется по каждому их виду и по отдельным статьям. Перечень унифицирован и включает все возможные направления ИзО: от расходов на доставку до затрат прочих.
Торговые фирмы могут дополнять и изменять этот перечень. Но важно учитывать положения нормативных документов. Аналитический учет охватывает разновидности издержек. К примеру, по дебету сч. 94 собирается информация об учетной стоимости товаров, которые отсутствуют. Сумма содержится на кредитах сч. 41 и 60.
Недостачи, возникшие при продаже товаров, обозначаются так:
Дт сч. 94 Кт сч. 44
Утрата товаров из-за чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, списывается с кредита сч.44 на Дт сч. 99.
Бухгалтерский учет издержек обращения: особенности учета расходов по транспортировке
Издержки, возникающие в период доставки товара до складов фирмы, входят в состав ИзО.
Отражать их можно так:
- Включить в состав фактической с/с товара.
- Учесть на сч. 44 под наименованием «Расходы на продажу».
На чем остановиться – определяет торговая фирма. Но выбор обязательно следует обозначить в учетной политике. Когда выбирается второй способ, то объем транспортных издержек подлежит распределению между товарами проданными, и еще нет. Расходы, возникшие при доставке уже проданных единиц, списываются на сч. 90.2. Читайте также статью: → «Бухгалтерский учет ценных бумаг: проводки, ошибки, примеры»
Относящиеся к стоимости еще не купленных изделий (расходы) продолжают числиться до их продажи. Определяя ИзО на остаток товаров непроданных, следует использовать средний %. Его расчет и бухгалтерские записи рассмотрим на примере.
Пример 1. Итоги месячной деятельности фирмы:
Расходы по транспортировке, RUB | Товары по учетным ценам, RUB | Средний % ИзО | Сумма ИзО на остаток товара | ||||
Остатки на начало месяца | Издержки за месяц | Всего | Объем месячной реализации | Остатки на конец месяца | Всего | ||
5 122,00 | 12 623, 65 | 17745,65,00 | 524 200,00 | 261 897,00 | 786 079,00 | 2,26 | 5918,87 |
1 | 2 | 3=1+2 | 4 | 5 | 6=4+5 | 7=3/6·100 | 8=7·5/100 |
Бухгалтерские записи:
Дебет | Кредит | RUB | Пояснение |
62 | 90.1 | 524 200 | Отражение месячной выручки |
90.2 | 41 | 252 140,20 | С/с реализованных товаров списана |
90.2 | 44 | 12623,65 | Списаны транспортные издержки, относящиеся к товарам проданным |
90.3 | 68 | 79962,71 | Начисление НДС в ∑ продаж |
90.9 | 99 | 179 473,44
(524 200-252 140,20-12 623,65-79 962,71) |
Отражение финансового результата от реализации товара |
Месячная прибыль торговой фирмы составила 179 473,44 руб.
Важно! Если издержки обращения списываются частично, затраты по доставке подлежат распределению между товаром реализованным и пока непроданным.
Особенности учета издержек обращения в аптеках
ИзО в аптеках – их объем в денежном выражении, необходимый для доставки медпрепаратов до потребителей, коими является население страны и разнообразные виды лечебных учреждений.
ИзО включают расходы на:
- привоз медикаментов и их сохранность;
- продажу лекарств;
- зарплату сотрудников;
- прочие.
Полная сумма расходов аптеки превышает ИзО. В состав последних, к примеру, не входят:
- расходы представительские и командировочные, размер которых превышает норму;
- суммы материальной помощи;
- премии из спецсредств;
- кредитные взносы;
- штрафы и пени из-за неточной уплаты налогов;
- оплата отпусков дополнительных.
Чтобы сократить размер издержек, необходимо:
- Совершенствовать организационные формы обеспечения населения лекарственными средствами, а именно, реализовать преимущественно готовые медпрепараты и не тратить средства на их изготовление.
- Использовать современные технологии, повышающие производительность труда фармацевтов.
- Снизить стоимость доставки и себестоимость лекарственных средств.
- Рационализировать товаропроводящие системы, ликвидировать дублирующие звенья в доставке медпрепаратов.
Аптеки отличаются высоким уровнем ИзО (20-25%) по сравнению с другими торговыми фирмами (6-9%). Тому есть объяснение:
- значительный объем работы;
- содержание штата сотрудников более высокой квалификации по сравнению с обычным магазином;
- реализация товара проводится не большими партиями, а в дробном количестве.
Все издержки, понесенные аптекой, отражаются в учете и отчетных документах в том периоде, когда они фактически осуществлялись.
В оперативном бухучете (счета учета аналитического и синтетического), в ведомости накопительной и оборотной ИзО следует записывать только в абсолютных суммах – в RUB.
Главным отчетным документом по ИзО выступает отчет за соответствующий квартал. В нем издержки отражаются и в абсолютном выражении, и в %% к товарообороту.
Основы анализа издержек обращения в аптеках
Для качественного анализа необходимо использовать такие исходные данные:
- плановые расчеты товарооборота и запасов оборотных активов;
- суммы, предназначенные для оплаты труда;
- пожелания руководства касательно минимизации уровня ИзО на основе использования опыта более рентабельных аптек;
- результаты аналитической работы по изучению ИзО за предыдущий временной период.
Следует выделить факторы, зависящие от работы аптечных организаций, и те, на которые невозможно повлиять. Основной фактор, не подлежащий воздействию – цены. Их динамика сказывается на сумме товарооборота и на относительном уровне ИзО. Первоначально это касается розничных цен на медпрепараты. Читайте также статью: → «Бухгалтерский учет возвратной финансовой помощи от учредителя»
На уровень издержек влияет также изменение стоимости:
- вспомогательных и стройматериалов;
- энергии и топлива.
Смена тарифов на транспортировку, ставок по арендной плате – все это вызывает колебания размера ИзО в целом и по их отдельным статьям.
Факторы, зависящие от аптеки, таковы:
- рост товарооборота по отдельным разновидностям медикаментов и в целом;
- разумное распоряжение имуществом и оборотными активами;
- применение экономичных методов касательно обслуживания клиентов;
- содержание в сохранности наличного товара;
- своевременные выплаты персоналу, расчеты с партнерами, оплата налогов;
- уровень трудовой этики.
В процессе проведения аналитической работы:
- определяется динамика ИзО по отношению с прошлым периодом;
- устанавливаются факторы, влияние которых сказывается на изменении ИзО и товарооборота;
- методами экономического анализа проводится расчет количественного влияния каждого фактора на товарооборот;
- определяются резервы, использование которых посодействует снижению ИзО и возрастанию товарооборота;
- разрабатываются мероприятия по поиску дополнительных возможностей увеличения доходов и снижения ИзО.
Важно! Самое главное в анализе – определить резервы, использование которых может реально уменьшить издержки; найти методы их внедрения в практику.
Топ-4 популярных вопросов
Вопрос № 1. Какие издержки считают дигрессивными, а какие – прогрессивными?
Ответ. Оба вида ИзО относятся к издержкам переменным, то есть, зависят от размера товарооборота. Но дигрессивные изменяются относительно меньшими темпами по сравнению с ним, а прогрессивные – растут в большей степени, чем товарооборот.
Вопрос № 2. Как рассчитать средний уровень ИзО?
Ответ. Этот показатель относится к качественным, его рассчитывают так:
Вопрос № 3. Маржинальные издержки – что это?
Ответ. Маржинальными издержками (МИ) называют прирост издержек за счет продажи дополнительной товарной единицы. Формула расчета:
где:
ΔИзП – прирост издержек переменных;
ΔТ – прирост товарооборота.
Вопрос № 4. Торговая фирма занимается и иными видами бизнеса. Как налоговый учет издержек вести правильно?
Ответ. Ведение налогового учета ИзО прямых и косвенных следует проводить по каждому направлению бизнесовой деятельности по отдельности.
Учет ИзО, методы калькулирования себестоимости – наиболее важные элементы системы управления бизнесом. Поэтому они должны быть под постоянным вниманием менеджеров фирм и компаний.