Банкротство физических лиц 2021, процедура, сроки, расходы

Автор статьи

Екатерина Иванова

11 минут на чтение
277 просмотров
Содержание Содержание

В жизни бывают ситуации, когда у человека внезапно заканчиваются денежные средства, это может быть все что угодно: потеря работы или бизнеса, кризис. А также, начиная с 2020 года, многие люди лишились своего достатка из-за коронавируса и защищающих население мер наподобие карантина. Иногда лучший выход из этой ситуации — разорение на добровольных началах. Так как оно законно списывает долги через суд, если взыскать их невозможно. В данной статье мы расскажем о том, что это за процедура — банкротство, — и какой она бывает.

Важно! В РФ процедура разорения физических лиц и ИП регулируется специальным законом, данную процедуру могут начать как кредиторы или Федеральная налоговая служба, так и сам человек.

Нужные документы

В этом году, чтобы стать банкротом, придется составить необходимые документы и  подать заявление в МФЦ (считается упрощенным вариантом) или в Арбитражный суд (стандартный вариант).

Важно! Реестр необходимых документов, требуемых для оформления физлица как несостоятельного, приводит Федеральный закон № 127-ФЗ. Этот список может изменяться или дополняться в отдельных случаях.

Банкротство физических лиц 2021, процедура, сроки, расходы

Открытый источник

Этапы процесса:

  • Потребуется собрать документы.
  • Внести нужную сумму в уплату государственной пошлины (при рассмотрении в суде).
  • Выбрать финансового управляющего.
  • Направить документы в суд.
  • При изучении дела суд иногда смотрит на реструктуризацию долга или на реализацию имеющегося имущественного состояния.
  • Необходимо предоставить суду отчет о признанном разорении и проведении одной из процедур. 

Личные документы:

  • Копия паспорта.
  • ИНН.
  • СНИЛС.
  • Справка об отсутствии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
  • Свидетельство о рождении детей и регистрации/окончании брака.
  • Копия паспорта мужа.
  • Брачный договор, соглашение о разделе имущества, которое было заключено в последние 3 года (если таковые имели место быть в момент заключения брака или в период нахождения в браке).

О существовании долга:

  • Соглашения с банками, микрофинансовыми организациями.
  • Расписки о случаях мелкого кредитования у физических лиц.
  • Документы, которые подтвердят, когда возник долг, и расписание взносов.
  • Распоряжение судебными приставами о возбуждении исполнительного производства, вердикт суда.
  • Жалобы, иск от заимодавцев.
  • Квитанции от государственных организаций, то есть, от налоговой, ГИБДД или ПФР.

Подтверждение наличия собственности и выручки:

  • Документ в места работы по форме 2-НДФЛ. 
  • Документ из Пенсионного фонда и фонда социального страхования о назначении пенсий, пособий, других социальных выплат. 
  • Трудовая книжка.
  • Выписка с индивидуального лицевого счета.
  • Документы о наличии вкладов и счетов, выписки по банковским счетам, информация о счетах электронных денег и об их переводах.
  • Справка из службы занятости о статусе безработного.
  • Свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимость, свидетельство о гос. регистрации транспортного средства.
  • Сведения о наличии доли в уставном капитале, выписка из реестра акционеров.

Совершение сделок в течении последних трех лет:

  • Соглашения купли-продажи, залога, дарения. А также копии договоров о сделках с имуществом, ценными бумагами, долями в уставном капитале

Определенные обстоятельства, из-за которых нельзя исполнить финансовые обязательства:

  • Справка об инвалидности, о нетрудоспособности.
  • Сведения о понесенных убытках.

В каком случае банкротом может считаться физическое лицо 

В случае, когда доход физлица не позволяет в срок платить по кредитам:

  • При сумме задолженности более 500,000 рублей физическое лицо должно огласить себя банкротом.
  • Когда задолженность менее 500,000 тысяч рублей, это добровольное право физлица.

Преобразование долгов (реструктуризация)

Реструктуризация — это возобновление состояния физического лица путем изменения условий выплаты задолженности кредитору. Требования, которым гражданин должен соответствовать при желании провести процедуру реструктуризации:

  • Суд не должен признать вас нарушителем за экономические преступления.
  • Административные нарушения не должны быть зафиксированы судом — которые связаны с хищением или уничтожением имущества.
  • Вы не должны иметь принятые решения о банкротстве в течение последних 5 лет.
  • Нужно иметь стабильный доход.
  • Не должно быть плана реструктуризации задолженности за последние 8 лет.

План реструктуризации долгов предложить может уполномоченный орган, кредитор или сам должник. В течении десяти дней программа плана отправляется на рассмотрение финансовому управляющему — после составления реестра требований кредиторов. 

Важно! В случае, если план утвердили собранием кредиторов, он подлежит утверждению судом. В течении 3-х лет он должен быть исполнен.

Утвержденный план включает следующие требования:

  • Кредиторы не могут предъявлять претензий вне условий плана и требовать компенсации убытков, связанных с его одобрением.
  • Долг нельзя погасить путем встречного требования.
  • В течение пяти лет человек не должен скрывать факт применения к нему процедуры реструктуризации (во время исполнения плана и после его завершения).
  • Штрафы, проценты, неустойки по заявленным в плане требованиям начисляться не будут.

Упрощенная операция банкротства через МФЦ

Данный процесс не требует привлечения финансового управляющего. В таком случае:

  • Размер долга составляет от 50,000 до 500,000 рублей.
  • Нет других действующих исполнительных производств.
  • Окончено исполнительное производство, и есть подтверждение от судебного пристава.
  • Не открыто дело о банкротстве в Арбитражном суде.

Если данные условия подходят:

  • Составляется перечень кредитов и долгов.
  • Нужно будет написать заявление о признании физического лица банкротом.
  • Подать заявление в МФЦ вместе с перечнем определенных документов, которые включают паспорт, СНИЛС, ИНН и свидетельство о временной регистрации.

За подачу заявления государственная пошлина не взимается. Справки из банков, МФО, службы судебных приставов не нужно прикладывать к заявлению. Человек (или его уполномоченный нотариальной доверенностью представитель), который считает себя банкротом, может лично подать документы через МФЦ.

Стандартная процедура, которая проходит через Арбитражный суд

В случае, когда заявление подается через суд, оформить его можно в непроизвольной форме. В шапке нужно указать: паспортные данные, адрес, телефон и наименование суда. Также необходимо приложить документ, подтверждающий задолженность, и указать, сколько денег должен гражданин, и каким кредиторам. Необходимо указать, что привело к финансовой недостаточности, составить опись имущества и банковских счетов.

Посредником между должником, кредиторами и судом выступает финансовый управляющий. Он ведет всю процедуру и занимается долгами, имуществом и счетами. Его необходимо выбрать и указать саморегулируемую организацию, арбитражных управляющих.

Важно! Помимо Арбитражного суда, физлицо должно направить копии заявления о банкротстве в налоговую службу и всем кредиторам. Индивидуальный предприниматель должен сообщить суду о намерении признать себя банкротом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц за 15 дней до подачи заявления.

Мировое соглашение

Можно считать мировое соглашение чем-то вроде перемирия, когда кредитор и должник достигли компромисса. Подписывается удостоверенный судом документ. Он может быть заключен на любой стадии банкротства. В случае, когда соглашение нарушено, дело о банкротстве возобновляется, тогда применяется процедура реализации имущества в суде.

Отказ суда

Заявление должно соответствовать АПК, ст. 37 и 4 ФЗ о банкротстве, когда имеются грубые ошибки, суд может отказать. Например, пакет документов не полон, отсутствует квитанция об уплате госпошлины. Также это происходит в случае, когда должник не доказал свою неплатежеспособность, или между должником и кредиторами возникает спор, разрешить который можно только через исковое производство. 

Последствия банкротства

Данные последствия будут плюсом для тех, кто списал долги с помощью реализации имущества, но не для тех, кто заключил мировое соглашение или прошел реструктуризацию. Минусы:

  • Пять лет после банкротства нельзя снова инициировать эту процедуру.
  • Запрещено распоряжаться своим имуществом и счетами, выезжать за границу, если так решил суд, пока дело не закончится.
  • Зарплата и пенсия на время процедуры переходят в ведение финансового управляющего.
  • Если у вас будет необходимость взять кредит, в течение 5 лет вы должны информировать о своем банкротстве кредитора.
  • Три года нельзя принимать участие в управлении юридическим лицом. Пять лет нельзя управлять в страховой компании, МФО, инвестиционном фонде. Десять лет нельзя руководить банком.
  • Для предпринимателей в течении пяти лет нельзя снова открывать ИП.

Стоимость банкротства

Основные затраты:

  • Госпошлина — 300 рублей.
  • Депозит в суд — 25,000 рублей.
  • Расходы финансового управляющего — от 15,000 рублей.
  • Публикация в газете о реструктуризации долгов — от 7000 рублей.

В данной статье мы ответили на вопросы, связанные с банкротством физических лиц в 2021 году, а также узнали, под какие требования должен подходить гражданин, какие документы ему придется собрать, и сколько на все это понадобится денег.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи