ФАС отмечает увеличение числа нарушений, совершаемых банками с целью привлечение новых клиентов. В частности, работники кредитных организаций намеренно идут на обман граждан. Только за первые 6 месяцев 2020 года антимонопольная служба получила 106 тысяч жалоб от россиян в отношении противозаконных действий банков.
Мнение экспертов
Заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров предполагает, что совершение противозаконных действий банками связано с их желанием сохранить ликвидность.
«Сейчас банки все чаще начали прибегать ко всем доступным методам привлечения клиентов. Некоторые из них не совсем законные. Кредитным организациям тяжело. Кризис сильно повлиял на их доходность. В 2020 году положение банков не сравнить с их состояние во время прошлых кризисов».
Заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров
В отношении нарушений, совершаемых работниками кредитных учреждений на конференции, посвященной банковской системе России и урокам кризиса Ковид-19» также высказались другие эксперты.
- Председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков рассказал о том, что членами Правительства РФ уже одобрен в первом чтении законопроект, который обяжет банки указывать важные для клиентов условия на самой первой странице соглашения.
- Младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» считает, что граждане попадаются на уловки банковских работников из-за незнания продукта. Все дело в том, что новые инструменты находятся на стадии развития и рядовому россиянину очень сложно разобраться во всех нюансах его использования.
- Главный инвестиционный стратег «БКС мир инвестиций» Максим Шеин считает, что Правительству не удастся опередить банки и разработать законодательные нормы использования того или иного продукта. Ни для кого не секрет, что бизнес развивается очень быстро, поэтому у законодателей просто не хватит времени.
Важно! Чтобы обезопасить себя от незаконных действий банковских работников, нужно внимательно читать договор.
Нарушения банков, выявленные ФАС
ФАС незамедлительно реагирует на жалобы обманутых граждан. Все 106 тысяч жалоб, полученные Центробанком РФ были проверены. В результате, выявлены наиболее распространенные нарушения, совершаемые банками.
Нарушение | Доля нарушений в общем объеме, в % | Пояснения |
Банк предлагает клиенту открыть вклад с плавающей ставкой, а на самом деле, после пополнения счета она снижается | 34 | Если смотреть на данное действие с законодательной точки зрения, то банк ничего не нарушил. Ведь клиента предупредили о плавающей ставке. Нарушение здесь в том, что специалист не пояснил, до какого значения она может упасть |
Клиенту предлагают оформить кредит по сниженной ставке, а после подписания договора, оказывается, что она выше заявленной | 32 | Банки объясняют увеличение ставки несоблюдением заемщиком некоторых условий. Зачастую их выдерживание просто невозможно |
Клиента заманивают воспользоваться инвестиционным страхованием или иным видом вложений, привлекая высоким доходом | 18 | Работники банков не рассказывают клиентам обо всех рисках инвестиций |
Клиенту предлагают открыть вклад по высокой ставке, которая начнет действовать через некоторое время | 16 | Зачастую банковские работники умалчивают о том, что в течение определенного периода будет действовать пониженная ставка и даже не называют ее значение |
Как уберечь себя от обмана
Чтобы уберечь себя от обмана банковскими работниками, достаточно соблюдать несколько несложных правил:
- не подписывайте договор без предварительного ознакомления с ним;
- не используйте малознакомые финансовые инструменты;
- если какой-то пункт договора непонятен, лучше обратиться за помощью к знакомым или специалисту;
- обращайте внимание на текст, написанный мелким шрифтом, внизу страницы.